«Акнекутан бейби»: правда ли, что популярное лекарство от акне приводит к рождению детей с уродствами | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
18+
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В соцсетях все чаще встречаются видео с «акнекутан бейби» (Accutane baby), или «акнекутановыми детьми» — младенцами с пороками развития, которые появились на свет у матерей, применявших лекарства с содержанием ретиноидов. Пользователи интернета уверены: прием ретиноида акнекутана впоследствии напрямую может навредить будущему ребенку, поэтому это вещество крайне вредно не только во время беременности, но и до нее.

Чтобы понять, откуда берутся акнекутановые дети, в чем настоящая опасность некоторых препаратов и как они могут отразиться на здоровье малышей, Psychologies поговорил с врачом-дерматокосметологом Марией Аркашиной, ответившей на эти и другие сложные вопросы простыми словами.

Что такое акнекутан

Акнекутан — это торговое название изотретиноина, производного витамина A, которое революционно изменило подход к лечению тяжелых форм акне. Препарат относится к классу ретиноидов и действует как своего рода «сверх-витамин A»: он радикально уменьшает размеры сальных желез и подавляет выработку кожного сала. Лишившись питательной среды, бактерии больше не могут вызывать воспаление.

Благодаря этому около 90% пациентов избавляются от угревой сыпи уже за несколько месяцев курса

Это единственное на сегодняшний день доказанное наукой эффективное средство против тяжелого кистозного акне, не поддающегося лечению антибиотиками и наружными кремами.

Чем опасен акнекутан

Акнекутан известен целым букетом побочных эффектов — он может провоцировать:

  • сухость кожи и слизистой;

  • проблемы в работе печени;

  • повышение холестерина;

  • ментальные заболевания — например, депрессию.

Однако самая грозная особенность акнекутана — тератогенность, то есть способность вызывать уродства плода и приводить к появлению на свет так называемого «акнекутанового ребенка». Беременность — абсолютное противопоказание для терапии акнекутаном, и производитель прямо предупреждает об этом в инструкции.

Даже короткий курс изотретиноина может нанести непоправимый вред будущему ребенку, если женщина забеременела во время лечения

Организм человека «путает» молекулу изотретиноина с натуральной ретиноевой кислотой, которая нужна эмбриону на ранних этапах развития. В результате лекарство вмешивается в тонкую настройку формирования органов, что делает изотретиноин одним из самых мощных известных тератогенов. В научной литературе его так и называют — «самым грозным тератогеном со времен талидомида.

1/5

Отсутствие ушных раковин (анотия)

Фото:

Wikimedia

Правда ли, что акнекутан вредит при беременности

Прием акнекутана во время беременности недопустим — это почти гарантировано приводит к трагедии. Согласно данным тератологических служб, до 35% и более младенцев, подвергшихся внутриутробному воздействию изотретиноина, рождаются с тяжелыми пороками развития. Еще до 40% беременностей заканчиваются выкидышами на ранних сроках. Фактически, шансов родить здорового ребенка, продолжая принимать акнекутан, практически нет.

В числе типичных аномалий развития у «акнекутановых» детей медики называют:

  • пороки сердца;

  • отсутствие ушных раковин (анотия);

  • «волчью пасть» (расщелину неба);

  • гидроцефалию (скопление жидкости в мозге);

  • недоразвитую челюсть (микрогнатия),

  • микроцефалию (уменьшенный размер черепа).

В дальнейшем у выживших детей возможны неврологические проблемы — нарушения поведения, умственного развития. Подобный синдром врожденных дефектов даже получил название «эмбриопатия ретиноидов». Неудивительно, что врачи единодушно советуют: если пациентка забеременела во время терапии ретиноидами, беременность следует прервать из соображений милосердия к ребенку.

Как принимать акнекутан без рисков для здоровья

Эксперты Российского общества дерматовенерологов обращают внимание, что опасность приема ретиноидов существует, только если женщина принимает эти препараты непосредственно во время вынашивания ребенка. Вне беременности изотретиноин относительно безопасен — он не влияет на фертильность, не вызывает мутаций в половых клетках и никак не вредит будущим детям, если курс лечения завершен задолго до зачатия и проходил по инструкции.

Кроме того, есть несколько правил, которых стоит придерживаться во время приема акнекутана или любых иных препаратов с содержанием ретиноидов:

  • пользоваться контрацепцией во время курса и месяц после его завершения;

  • перед началом курса сдать тест на беременность и повторить его спустя пять недель после отмены;

  • каждый месяц курса проводить осмотр у лечащего врача и фиксировать результаты лечения;

  • не становиться донором крови, так как вещество из крови может попасть в организм беременной женщины.

Источник: Соцсети
Фото

Соцсети

Источник: Соцсети
Фото

Соцсети

Что делать, если беременность наступила во время приема акнекутана

Учитывая высокий риск развития патологий у ребенка, врачи склоняются к прерыванию беременности. Для того, чтобы принять однозначное решение об аборте, они оценивают дозу изотретиноина, длительность воздействия и сроки беременности, после чего дают заключение, есть ли шанс выносить здорового малыша.

Случаи рождения здоровых детей у женщин, принимавших системный изотретиноин во время беременности, практически не зафиксированы. На интернет-форумах иногда появляются рассказы мам, которые по каким-то причинам не знали о беременности и продолжали лечение — и в итоге родили малыша без видимых отклонений. Однако подобный счастливый исход — большая удача, а отнюдь не правило.

По официальной статистике риск патологий при беременности на фоне ретиноидов столь высок, что сознательно идти на такой шаг равносильно игре в русскую рулетку, только патроны заряжены во все каморы барабана.

Важно понимать и обратную сторону: изотретиноин не оказывает длительного влияния на репродуктивную функцию и полностью выводится из организма за 4–5 недель

Поэтому все ужасы касаются только ситуации, когда препарат присутствует в крови матери во время формирования органов плода. Никаких «мутаций», передающихся через годы после лечения, он не вызывает. Популярен миф, будто после курса ретиноидов нельзя заводить детей два года. Это не подтверждается исследованиями — достаточно выдержать рекомендованный период около 2 месяцев (для подстраховки врачи советуют 3 месяца). После этого можно смело планировать беременность: новые яйцеклетки созревают уже в среде, свободной от изотретиноина, и риск ничем не выше, чем у любой другой женщины.

То же самое касается и будущих отцов: мужчина, принимающий акнекутан, не передаст ничего плохого потомству — качество спермы практически не страдает, и вероятность пороков развития у детей не повышается.

1/4
Фото:
Getty Images

Талидомид, или уроки прошлого

Говоря о панике перед «акнекутановыми детьми», некоторые вспоминают талидомидовую катастрофу. Она произошла в 1960-е и сегодня считается одной из самых страшных медицинских ошибок в истории.

Талидомид продавался во многих странах Европы как «совершенно безопасное» успокоительное и средство против утренней тошноты у беременных. Создатели лекарства не провели должных исследований и запустили препарат в продажу раньше, чем получили доказательства его безвредности.

Результат оказался ужасающим: в период с 1956 по 1962 годы на свет появилось, по разным оценкам, от 8 до 12 тысяч детей с уродствами, вызванными талидомидом. У многих новорожденных были недоразвиты конечности — вместо рук и ног короткие «плавники» (фокомелия), либо полное отсутствие конечностей. Часто отсутствовали ушные раковины, деформировались глаза и лицо. Внутренние органы также страдали: фиксировались пороки сердца, почек, печени, а иногда поражалась нервная система, приводя к глухоте, слепоте, эпилепсии и умственной отсталости.

Примерно 40% пострадавших малышей умерли в первый же год жизни. Медицинское сообщество было в шоке: никто и не мог представить, что одна таблетка снотворного, принятая беременной женщиной, может покалечить судьбу ребенка.

Талидомидовая трагедия стала водоразделом в регулировании лекарств

С тех пор во всем мире требуют тщательного тестирования новых препаратов на беременных животных, а на упаковках рискованных лекарств рисуют предупреждающие знаки. Именно благодаря талидомиду появились привычные сегодня пиктограммы — зачеркнутый силуэт беременной женщины.

Сравнение талидомида и изотретиноина напрашивается само собой. Во-первых, оба препарата поразительно эффективны при своих показаниях: один избавлял от мучительного токсикоза и бессонницы, второй — очищает кожу лица. Во-вторых, у обоих оказались ужасающие последствия, если ими злоупотребить во время беременности. Например, во многом схожи поражения плода при приеме этих средств: отсутствие ушей, дефекты сердца, аномалии конечностей и так далее.

Более того, ученые говорят об изотретиноине как о тератогене сравнимого масштаба с талидомидом. Разница лишь в том, что о вреде акнекутана медики знали заранее и старались предотвратить беду — благодаря стращному опыту «талидомидных детей». Однако даже самые строгие меры не могут полностью исключить человеческий фактор, случайность или халатность. Поэтому время от времени мы все же слышим тревожные новости о родившихся «акнекутановых младенцах» — и мир вновь вспоминает призрак талидомида.

Как защитить себя

«Акнекутан бейби» — пугающий термин: то, насколько он станет распространенным, зависит от сознательности людей и их аккуратности при использовании препаратов, содержащих ретиноиды.

Изотретиноин — мощнейшее оружие против угревой болезни, дарящее людям вторую жизнь без комплексов и боли. Отнимать эту возможность было бы неправильно. Мир нашел компромисс: не запрещать препарат, но окружить его применение максимальными предосторожностями. Спустя десятилетия после талидомидовой катастрофы системы контроля стали куда совершеннее.

Но ни одна программа не всесильна, если человек игнорирует правила

Не стоит забывать: конечная ответственность лежит на врачах и пациентах. Предупреждения на упаковке, жуткие истории об «акнекутановых детях» из интернета, примеры прошлого — вся эта информация есть, и крайне важно к ней прислушиваться.

Акнекутан действительно способен превратить будущую мать в невольного виновника трагедии, но только если пренебречь предупреждениями. Значит, главное — не допустить, чтобы история талидомида повторилась на новом витке. В наших силах сделать так, чтобы страшилка про «акнекутановых детей» осталась лишь мрачным «что было бы, если», а не реальностью.

Мария Аркашина

Врач-дерматокосметолог, основатель клиники эстетической косметологии LuA.Clinic