9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Читатели, чье детство пришлось на 70-е, 80-е годы и 90-е, наверняка помнят: арсенал уличных забав был так велик, что дети порой с трудом могли договориться: одни хотели играть в войнушку, другие в вышибалы, третьи — в казаков-разбойников или «штандер-стоп»… А еще были «тише едешь — дальше будешь», «море волнуется», «колечко», «съедобное-несъедобное» и, конечно, резиночка…

Игры на любой вкус, возраст и уровень активности решали самые разные задачи развития. «В наше время дети играют в шесть раз меньше их ровесников 20 лет назад, — рассказывает педагог-психолог Наталья Здерёва. — И эти данные удручают. Ведь ни один гаджет не в состоянии обеспечить такое разностороннее развитие, как дворовые игры.

В них дети отрабатывают навыки самоконтроля, сотрудничества, учатся решать конфликты и следовать правилам, развивают словарный запас, слуховое внимание, эмоциональный интеллект. Кроме того, игры благотворно влияют на детей с логопедическими и нейропсихологическими проблемами.

Игры с друзьями, яркие эмоции, вкус победы — все то, из чего и складываются воспоминания о детстве

В последнее время число таких детей растет. Отчасти это связано именно с тем, что дети стали мало играть вместе, предпочитая развлечения в цифровой реальности. В наших силах помочь им в полной мере ощутить, что такое детство: игры с друзьями, яркие эмоции, вкус победы — все то, из чего и складываются воспоминания о нем».

Вместе с педагогом-психологом Натальей Здерёвой вспомним несколько самых популярных игр прошлых лет, о которых современные мальчики и девочки вряд ли слышали. К счастью, эти развлечения нисколько не стареют: стоит только объяснить детям правила и начать играть, как они снова входят в обиход и становятся любимыми.

9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Игры, развивающие координацию движений, пространственное мышление, быстроту реакции, самоконтроль

1. Вышибалы

Игроки встают в ряд, а ведущий — в пяти шагах от них. Бросающий кидает мяч в игроков, а они должны увернуться, подпрыгнуть или присесть, чтобы в них не попали. Тот, кого мяч все же коснулся, становится ведущим.

Перед этой игрой важно установить правило: нельзя бросать мяч в голову.

2. Старты

На расстоянии друг от друга чертятся две линии: старт и финиш. Ведущий задает условия, каким образом нужно пересечь линию финиша. Например:

  • упереться руками и ногами о землю и бежать боком, как крабы;
  • прыгать на одной ноге;
  • бежать спиной вперед;
  • два прыжка на правой ноге, один — на левой;
  • держаться правой рукой за левую коленку.

Кто прибегает к финишу позже всех, становится ведущим.

3. Мишень на песке

На земле или на песке рисуется большая мишень — три круга, один в другом. Затем в шести шагах от мишени чертится линия, за которую нельзя заходить. Игроки встают у нее и по очереди бросают мяч в мишень. Выигрывает тот, кто выбьет больше всех очков.

9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Игры, развивающие слуховое внимание, межполушарное взаимодействие, сообразительность, словарный запас

4. Поймай вопрос

Игроки по очереди бросают друг другу мяч. При этом один игрок задает вопрос и кидает мяч с отскоком, а второй должен быстро сообразить и ответить перед тем, как поймать мяч. Например:

  • На какой свет светофора нужно стоять?
  • Кто такая бабушка?
  • В какое время дня мы завтракаем?

Другой вариант — игра в слова. Первый игрок бросает мяч, называя слово, другой ловит и говорит слово на последнюю букву, передает мяч дальше и так далее.

5. Съедобное-несъедобное

Несмотря на кажущуюся простоту, игра отлично влияет на мышление и способность управлять собой, так как мозг параллельно осуществляет несколько операций.

Игроки по очереди бросают друг другу мяч, произнося слова. Если это съедобное, то мяч надо поймать, если несъедобное — отбить. Вариант игры с усложнением: рукотворное-нерукотворное — одно ловим, другое отбиваем.

9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Игры, развивающие внимание, а также способность представлять, организовывать и совершать непривычные действия

6. Похлопай-поймай

В этой игре также идет развитие слухового внимания. У игроков по три «жизни». Игроки встают в круг, один бросает мяч другому, выкрикивая число от 1 до 5. Тот, кому бросили мяч, должен хлопнуть положенное число раз и поймать мяч. Если мяч не успели поймать, игрок теряет одну жизнь. Побеждает тот, у кого останется мяч.

Мяч можно кидать разным способом. Прямо, дугой или с отскоком, с разной силой.

7. Лягушка

Для игры нужна глухая стена и мяч. Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своем уровне или чуть выше себя.

Когда мяч летит обратно и ударяется о землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. Стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. После прыжка игрок становится в конец очереди.

9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Игры на развитие самоконтроля, сообразительности и словарного запаса

8. «Да» и «нет» не говорить

Два игрока — один ведущий, другой отвечающий. Ведущий задает сопернику вопрос, на который тот может отвечать как угодно, не упоминая слов «да» и «нет». Как только один игрок выбывает, на его место может встать другой.

9. Вопросом на вопрос

Два игрока стоят друг напротив друга и общаются только с помощью вопросов. Как только один сбился и ответил в утвердительной форме, его место занимает другой.

Наталья Здерёва

Об эксперте

НатальяЗдерёва — педагог-психолог, специалист по развитию памяти, внимания и мышления у детей. Автор обучающих тренажеров, пазлов и развивающей игры. Ведущая «Лектория для родителей» издательства «Робинс».