8 цитат Димы Зицера, которые помогут найти общий язык с ребенком
Фото
YouTube
  1. «Считается, что чем быстрее человек научится выполнять определенные правила, тем скорее он адаптируется. Все наоборот! Выполнение правил — скорее признак глубокого ухода в себя, подчинения системе, нивелирование собственного „Я“, низведение его до некоего усредненного безличного уровня».

  2. «Наша задача, окружающего мира, взрослого мира, — свести понятия свободы и ответственности. К сожалению, принято считать, что человека в этом возрасте надо опекать со всех сторон. А я могу посоветовать в этом возрасте как можно больше „отпускать его в самостоятельное плавание“. Давайте ему возможность и право трогать мир на ощупь и проверять».

  3. «Ребенок должен знать, что у него есть убежище. Если у него дома передовая, он будет оттуда убегать. Каждый из нас ищет такое убежище. Это может быть другой человек, компания, группа „ВКонтакте“. Все на самом деле очень просто: мы уходим от тех, с кем нам плохо. И хотим быть с теми, с кем нам хорошо».

  4. «Для ребенка отношения между людьми — часть мира, который он познает. И опасностей тут уж точно не больше, чем в любом другом вопросе. Помните: „В Лотлориэне существует лишь то зло, которое мы приносим с собой“? Вот и в разговоре о сексе то же самое — неоткуда взяться пошлости и ощущению разврата у ребенка, разве что вы сами привнесете их в разговор».

  5. «Пугая себя, мы смешиваем все „неудобные“ темы в кучу: секс с месячными, мастурбацию с родами, зачатие с порнографией. А в результате сколько детей узнали о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в таких словах и выражениях, что и повторить-то их не представляется возможным! Скольким заботливые старшие друзья рассказали о том, что сексуальные отношения — это грязь, в которой вымазаны все взрослые и в которой непременно вымажутся и они сами!»

  6. «Я часто на встречах с родителями и учителями в ответ на „Пушкин — наше все“ прошу процитировать хотя бы одно пушкинское четверостишие, не связанное со школьной программой. Результат, думаю, вам хорошо известен. Уверен, вы отлично можете объяснить, почему в аудитории в 200 человек (интеллигентных и образованных) поднимается три-четыре руки. Потому что учить Пушкина надо „без потому что“».

  7. «Все, что происходит вокруг, относится к нашим детям никак не меньше, чем к нам. А их позиция не менее значима. Следовательно, мы обязаны с ними разговаривать, причем о том же, о чем говорим между собой. Пусть становятся полноценными участниками любой беседы, пусть высказывают мнение, пусть спорят. И разговаривать нужно произвольно, вне зависимости от того, хотим мы этого или нет».

  8. «Большинство событий в жизни человека происходят не благодаря, а вопреки так называемому воспитанию. Наши дети открывают мир, меняют мнение, влюбляются, интересуются самыми разными явлениями под воздействием целого ряда факторов. А главное — потому что они ТАКИЕ! Как жалко пропустить самое интересное в жизни (в частности, наших детей) вследствие навязанного нам правила постоянно управлять. Так многое проходит мимо из-за того, что мы вынуждены играть роль воспитателя, вместо того чтобы просто любить».

Дима Зицер

Доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO, автор книг