«Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь» (О. Уайльд)
Нормальная, здоровая форма любви к себе имеет мало общего с тем, что можно назвать «романом». Первый вариант основан не только на самоуважении, но и на признании своих недостатков и слабостей. Второй же — романтический — сценарий ведет к эгоцентризму.
Именно в нем состоит основа проблем во взаимоотношениях нарциссов с окружающими их людьми. Ведь одна из главных черт нездорового эгоизма — это неумение заботиться о других и недовольство тем, что их личности уделяется недостаточно внимания.
«Все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами — себя»
(А. С. Пушкин)*
Эти строфы из пушкинского «Евгения Онегина» как нельзя лучше иллюстрируют два вида любви к себе: здоровой или переходящей в нарциссизм. Ю.М. Лотман в своем комментарии к роману отмечает, что фигура Наполеона была для Пушкина «высшим проявлением всеевропейского эгоизма, в его деятельности подчеркивался политический аморализм и готовность всем пожертвовать личному честолюбию».
Окружающие при этом являются не более чем «орудием», инструментом для достижения личной цели.
Вторую же цитату Лотман трактует как «практический рецепт относительно того, как себя следует вести в свете». И приводит в пример совет Пушкина брату — «Будь холоден со всеми; фамильярность всегда вредит».
В этом случае самолюбие — или, лучше сказать, любовь к себе — представляется средством сохранить личное достоинство, самого себя и свою независимость во всегда холодном и враждебном светском окружении.
«Самолюбие всегда выползает, как змея, чтобы ужалить» (Дж. Г. Байрон)
Байрон, один из главных проповедников романтического эгоизма, великолепно чувствовал его природу. Сравнение самолюбия с ядовитой змеей, жалящей окружающих, — яркая метафора поведения человека-нарцисса.
Если вы вдруг скажете или сделаете что-то, что эгоист сочтет претензией на его лидерство, уникальность или безупречный вкус, он нападет на вас как змея — не сомневайтесь. Люди такого склада охраняют свою завышенную самооценку как зеницу ока и готовы защищать ее со всем рвением.
«Слепой следовало бы изображать не любовь, а самовлюбленность» (Вольтер)
Вольтер с присущей ему лаконичностью формулирует одну из главных проблем, с которыми сталкивается человек-нарцисс. Маниакальная самовлюбленность мешает людям увидеть себя такими, какие они есть на самом деле. Нарисованный в их сознании автопортрет лучезарен, и за его ослепляющим светом нарцисс пытается скрыть от себя и окружающих собственные недостатки.
Для таких людей мало быть нормальными. Они трактуют свою личность как наделенную не просто положительными, а сверхположительными характеристиками. Это стремление к завышенным планкам может быть заложено в них с детства — благодаря родителям.
Триумф от того, что невероятно высокая и недостижимая для всех остальных высота взята, требует выхода и превращается в перманентную демонстрацию собственного превосходства. Проблема состоит в том, что внутренне убедительное совершенство не столь заметно снаружи. Поэтому окружающие видят портрет без прикрас — смесь эгоизма, снисходительности и высокомерия.
«Половина зла в мире происходит из-за людей, которые хотят чувствовать себя важными. Навредить они не хотят, но приносимый ими вред в действительности их не волнует. Они или не замечают, или оправдывают его, потому что поглощены бесконечной борьбой за то, чтобы думать о себе хорошо». (Т. С. Элиот)
Эта цитата из классика американской поэзии Томаса Элиота подчеркивает глубинное различие между злонравием нарцисса (то есть ненавистью к обществу, характерной для социопата) и таким побочным фактором поведения самовлюбленного человека, как невнимание к окружающим.
Таким людям даже не приходит в голову, что их действия могут приносить вред. Эгоцентризм и повышенное внимание к интересам своей персоны лишает эгоистов возможности разобраться в чувствах других, сопереживать близким.
Потребности «Я» и стремление постоянно быть лучше других мешают им видеть проблемы и возникающие из-за их поведения опасности. Потому что в их мире все эти издержки стоят цели.
«Меня не волнует, о чем ты думаешь, до тех пор, пока ты не думаешь обо мне»
(К. Кобейн)
Цитата из песни «Drain You» с легендарного альбома Nirvana «Nevermind» обнажает еще одно важное для человека-нарцисса свойство характера. Это принципиальное нежелание слушать собеседника. Нарцисс полностью равнодушен ко всему, что не касается его напрямую.
Он буквально физически неспособен испытывать искренний, неподдельный интерес к другому человеку. С одним исключением — если вдруг речь не зайдет о нем самом. Потому что в таком случае в речи собеседника нарцисс сможет найти дополнительные доказательства своего превосходства, подтверждение которых ему жизненно необходимо.
* Ю.М. Лотман. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий». Просвещение, 1980