1. Делитесь приятными воспоминаниями о школе
Для первоклассника школа — это новый опыт. У него пока не сформировалось собственное мнение о ней, так что он прислушивается к словам взрослых. Если мама рассказывает, как ей было тяжело в школе, а папа — как он ненавидит учебу, то ребенок будет испытывать большой стресс. Здорово сфокусироваться на том, что вам нравилось. Может, например, вы любили покупать новые ручки, бегать по коридорам на переменах, разглядывать деревья за окном? Вспоминайте хорошее — это терапевтично для вас, а также полезно детям, ведь они узнают, что в школе много и позитивного.
2. Играйте с ребенком в школу
Дети испытывают тревогу, так как не знают, чего ждать от нового места и новых людей. Делитесь с ними любой информацией о школе, чтобы им было спокойнее. Младшеклассникам лучше всего рассказывать о школе в формате ролевой игры, так как для них это еще главный способ познания мира. Предложите сыну или дочке разыграть сценку: вы учитель, ученик заходит в класс. Что он говорит? Как ведет себя во время урока? Какие задания дает учитель? Покажите все это в контексте игры и потом поменяйтесь ролями. Так в ненавязчивой форме вы познакомите будущего ученика со школьной жизнью.
3. Сходите в школу заранее
Ребенок испытывает меньше стресса, когда представляет, куда идет. Если вы не ходили вместе на день открытых дверей — постарайтесь до 1 сентября доехать до школы. Покажите ребенку здание, школьный двор, округу. Посмотрите в интернете фотографии классов, коридоров и столовой. Помогите ему представить пространство, в котором он будет проводить значительную часть дня.
4. Поддерживайте семейные традиции
При любых больших переменах важно сохранять привычную рутину. Например, если вы обычно завтракаете всей семьей, старайтесь собираться вместе перед уроками. Продолжайте читать перед сном, играть в настолки, водить ребенка на любимые кружки — рутина дает чувство безопасности и помогает адаптироваться к жизни в новых условиях.
5. Относитесь с пониманием к проблемам с учебой
Дети в новой школе испытывают напряжение, и это иногда отражается на оценках. Порой родители начинают давить: ругают за двойки и тройки, требуют учиться усерднее. Однако дети от этого только замыкаются. Не надо спешить — первые два-три месяца ребенок адаптируется, и этот процесс не ускорить. Дайте ему время привыкнуть к школе, тогда и успеваемость станет лучше.
6. Не обесценивайте чувства ребенка
Испытывать грусть — нормально. Здорово, когда мама или папа может принять эти эмоции ребенка и поддержать его. «Ой, да что ты переживаешь? Все будет в порядке!» — от таких слов не становится легче. Надо сесть рядом и сказать: «Понимаю, мне тоже было непросто привыкать к школе. Давай погрустим вместе. Давай обнимемся». Так ребенок почувствует поддержку, и ему будет проще прожить непростой этап.
7. Обращайтесь за профессиональной помощью
У каждого ребенка адаптация проходит по-своему, кто-то быстро вливается в новую жизнь, а кто-то месяцами не может к ней привыкнуть. Если сын или дочь охотно рассказывает об одноклассниках, учителях, событиях в школе, значит, все хорошо. Однако стоит обратить внимание на тревожные звоночки — симптомы дезадаптации, которые говорят о том, что ребенку слишком тяжело принять перемены. Они могут проявляться по-разному:
постоянные жалобы на плохое самочувствие;
возобновление расстройств или заболеваний, от которых ребенок уже вылечился (например, энурез);
вспышки агрессии;
замкнутость;
пассивность.
В таких ситуациях дети могут прибегать к простым манипуляциям — например, придумывают, что болит живот. Не стоит судить их с позиции взрослого, ругать за обман и корыстные цели. Надо понять, что таким образом дети бессознательно реагируют на стрессовую ситуацию. Если такое поведение длится два-три месяца, то стоит обратиться за поддержкой к психологу.
В этом году 1 сентября уже в десятый раз пройдет всероссийская акция
На собранные деньги Детский хоспис «Дом с маяком» сможет приобрести оборудование для дыхания (аппараты ИВЛ, кислородные концентраторы), специальные коляски и кресла, лекарства и дорогостоящее лечебное питание для неизлечимо больных детей и молодых взрослых в Москве и Московской области, а Фонд «Вера» — для своих подопечных по всей России.