«Почему, поняв, что на новом рабочем месте царит токсичная атмосфера, многие из нас не спешат увольняться? Все просто: мы склонны думать, что это случайность, „мне просто не повезло или показалось“ или кто-то наверняка что-то с этим сделает», — объясняет эксперт в сфере лидерства Мэри Аббаджай.
Мы остаемся и очень скоро сталкиваемся с негативными последствиями решения: мы постоянно испытываем стресс, из-за чего хуже спим, наше психическое здоровье страдает, а самооценка падает. А главное — нам начинает казаться, что это наш максимум и в другие места нас уже не возьмут».
Если проблема по-прежнему кажется вам недостаточно серьезной, вот несколько цифр: по данным исследования, проведенного Джеффри Пфеффером (профессором организационного поведения Стэнфордского университета), в США 8% ежегодных расходов на здравоохранение связаны с последствиями плохого менеджмента. С ним же связывают 120 тысяч преждевременных смертей каждый год.
Вот почему так важно доверять своему чутью и не игнорировать тревожные звоночки, которые могут прозвучать в первый же рабочий день. Например, следующие.
1. Вас никто не представил другим коллегам и не помог освоиться
В нормальных компаниях «старожилы» стремятся помочь новичку со всеми познакомиться и войти в курс дел. Если же люди ведут себя так, будто им все равно (или они слишком загружены и у них нет на вас времени), это яркий признак того, что с компанией и ее корпоративной культурой что-то не так.
Коуч Грегори Толл считает, что это касается и удаленной работы. Если никто даже не пытается объяснить вам, что к чему, не пытается пройтись с вами по текущим задачам и подготовить вас к первому созвону в зуме, это плохой признак.
Скорее всего, дело не в вас лично: быть может, люди просто устали притворяться, что им нравится работать в этой компании, поэтому они даже не утруждаются произносить фразы в духе «мы так рады, что ты присоединился к нашей команде».
2. Вы стали свидетелем неподобающего поведения, которое никто не пресек
Если в первый же рабочий день вы видите, что кто-то кого-то унизил, оскорбил, задел — неважно, коллегу или клиента — и ему ничего за это не было… Это совсем плохой знак. И совсем уж плохо, если грубость не пресекает ваш непосредственный руководитель.
Ведь в этом и состоит главное различие между стрессовой и токсичной обстановкой: в последней считается нормальным неуважительно относиться к людям — кричать на них, обесценивать их опыт, игнорировать просьбы.
Что самое печальное, такое поведение заразительно. Значит, оставаясь его свидетелем достаточно долго, можно начать вести себя так же грубо и враждебно (и ряд экспериментов это доказывает).
3. Коллеги сплетничают в вашем присутствии о других сотрудниках
Такое поведение — бесспорный признак того, что в коллективе принято злословить, судачить, плести интриги, а возможно, даже подсиживать друг друга. Едва ли вы хотите работать в такой компании, верно?
4. Вы выяснили, что никто не задерживается на этой работе дольше, чем на несколько месяцев
Конечно, есть компании и должности, для которых текучка нормальна, но вы об этом должны узнать еще на собеседовании. Если же руководитель или рекрутер об этом умолчал и вы узнали о происходящем лишь в первый рабочий день, ничего хорошего такое начало не сулит.
«В большинстве случаев мы держимся за свою работу. Раз ваши предшественники увольнялись после нескольких месяцев, возможно, речь идет о каком-то глобальном системном „баге“», — объясняет Толл.
5. Компания гордится ценностями, которыми гордиться не стоит
В первые же рабочие дни мы, как правило, узнаем не только об официальной миссии организации, но и о том, что в ней в целом считают важным, даже если громко об этом не говорят. Стоит обращать самое пристальное внимание на такую информацию и сопоставлять ее со своими ценностями.
К примеру, вы можете выяснить, что попали в «сильный мужской коллектив, готовый всех порвать». Если вам не близок такой подход к работе, вряд ли у вас получится влиться и чувствовать себя комфортно.
6. Ваши ожидания от работы радикально расходятся с реальностью
На собеседовании вам, обрисовав круг задач, обещали одно, а в действительности все иначе: вы или вынуждены делать то, на что не подписывались, или работаете больше, или получаете меньшие деньги. О чем это говорит? Что вам не стоит цепляться за мысль, что «это просто период такой, скоро все изменится». Возможно, не изменится.
Может быть, в компании не хватает квалифицированных кадров и специалисты вынуждены выполнять чужие задачи в дополнение к своим обязанностям. Важно понимать, готовы ли вы к этому — есть риск, что посвятив слишком много времени подобной работе, вы утратите действительно важные навыки и растеряете свою квалификацию.
7. К концу первого рабочего дня вы с ужасом думаете о втором
Если вам нехорошо от самой мысли о том, что с теми же людьми вам придется работать и завтра, и через неделю, и через месяц, и через год, стоит прислушаться к своим ощущениям — и, как вариант, «делать ноги», пока не поздно.
Понятно, что обстоятельства бывают разные и иногда нам позарез нужна любая работа, лишь бы платить по счетам. Но если ситуация позволяет, то к выбору места и особенно коллектива стоит отнестись максимально внимательно: в конце концов, это люди, с которыми вам предстоит проводить минимум по 40 часов в неделю.