Наша способность выполнять свою работу чисто технически — написать код или текст, что-то приготовить или организовать, закупить или нарисовать — определяется наличием у нас hard skills, профессиональных навыков. Их мы приобретаем во время учебы в институте и на курсах, а затем отрабатываем на практике.
Именно они помогают нам быть продуктивными и эффективными, добиваться карьерных успехов. А раз так, зачем нам что-то еще? Зачем тратить время на то, чтобы приобретать и оттачивать социальные навыки? А вот зачем.
Еще президент США Теодор Рузвельт говорил: «Главный ингредиент формулы успеха — знание, как ладить с людьми». Заметьте, речь идет о любой формуле успеха — не только в работе и карьере, но и в других сферах жизни. Более того: освоить социальные компетенции ой как непросто — куда сложнее, чем некоторые профессии.
Наши soft skills определяют не только то, насколько хорошо мы справляемся со своей работой, но и то, что мы в целом из себя представляем, как управляем собственной реальностью, умеем ли налаживать и поддерживать связи с окружающими. Эти навыки не просто обязательны — они необходимы. Именно благодаря им в нашей жизни происходят наиболее значительные перемены.
Что это за навыки и как они могут нам пригодиться?
1. Способность находить общий язык с другими
Причем со всеми, а не только с теми, кто нам изначально симпатичен. Крайне важно уметь общаться легко и непринужденно с самыми разными людьми. Это поможет смотреть на разные ситуации с их точки зрения. Чтобы ладить с другими, будь то члены семьи, коллеги или случайные попутчики, надо научиться слушать. И, скорее всего, если вы освоили этот навык, то владеете и остальными шестью.
2. Умение ненавязчиво доносить свое мнение
В этом уравнении ключевые слова «доносить» и «ненавязчиво». И умение доносить до других свою точку зрения, устно или письменно, разговаривая тет-а-тет или выступая на публике, ведя блог или записывая подкаст либо ролики для YouTube. И отсутствие ожиданий, что собеседник впечатлится вашей речью и тут же перейдет на вашу сторону. Важно говорить то, что думаете, не пытаясь навязать другим свою позицию.
3. Умение владеть собой
Любой, кто состоял в отношениях с вспыльчивым, непредсказуемым и агрессивным партнером, или работал с таким сотрудником, подтвердит вам: это сущий ад. Способность управлять своими эмоциями вовсе не означает, что вы должны душить их на корню или сдерживаться до последнего — напротив, важно чувствовать их, определять и уметь выразить, уметь как подбодрить, так и успокоить себя. Важно не стесняться и не бояться обращаться за помощью, когда она вам необходима, но не полагаться только на нее. Этот навык можно прокачивать бесконечно.
4. Способность быстро адаптироваться
Многих из нас состояние неопределенности вгоняет в жесточайший стресс и заставляет реагировать импульсивно. В эти моменты мы подчас не заботимся о том, как это скажется на окружающих. От нас требуется быть гибкими. Не все изменения будут нам по душе, но нужно понимать, для чего нам меняться. И в первую очередь нам нужно это для того, чтобы оставаться стойкими.
5. Умение мотивировать себя...
Если вы хотите чего-то добиться в жизни и получить желаемое, глупо надеяться, что кто-то будет стоять у вас над душой, подгонять, поторапливать и подбадривать. Нужно научиться делать это самим. И да, сказать проще, чем сделать.
6. … и других
Для этого не обязательно быть «человеком-позитивом» круглые сутки. Главное — помнить, что мотивировать других совершенно невозможно, если вы не в состоянии сдвинуть с мертвой точки самого себя.
7. Хорошие манеры
Звучит очевидно, но, увы, многие из нас вспоминают о вежливости, только когда им самим что-то нужно от других или когда они сталкиваются с людьми, стоящими на верхних ступеньках социальной лестницы. Общайтесь одинаково уважительно и приветливо со всеми — вот увидите, это очень поможет вам в жизни в целом и в карьере в частности.