Вырастить и не сойти с ума: как правильно хвалить своего ребенка

«Чем безумнее вы себя ведете, тем безумнее становятся ваши дети. Чем вы счастливее, тем счастливее ваши дети» — почему эти простые, на первый взгляд, фразы на деле оказываются такими сложными? На этот вопрос и пытается ответить Н. Латта, который главными своими учителями называет своих сыновей.

Детей, по словам автора книги «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума», сегодня делают из какого-то другого материала — не из того, что раньше: мы ежедневно пропадали во дворе, занимаясь непонятно чем, да еще и сами, без взрослых, доходили до школы. Сегодня же кажется, что мы имеем дело с инопланетянами.

По словам автора, представители младшего поколения «...стали какими-то сложными и, очевидно, более хрупкими». Но если вам кажется, что ваш случай уж точно самый безнадежный, не спешите отчаиваться. Возможно, эта книга поможет и вам. Публикуем отрывок о том, как правильно хвалить ребенка, ведь похвала — основа основ эффективного воспитания.

***

«Похвала для детей — это словно вода и солнце для растений. Похвала — священный Грааль воспитания.

Хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Они просто не умеют хвалить детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает и у тех, кто сам получал ее недостаточно. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Ниже я описываю несколько приемов эффективной похвалы. Такая похвала помогает закреплять желательное поведение детей, не наказывая их.

  • Хвалите за конкретные дела. На профессиональном жаргоне такая похвала называется «маркированной». Нужно описывать поведение, за которое вы хвалите ребенка: «Спасибо за то, что помог мне донести продукты». Так в сознании детей выработается связь между определенным поведением и похвалой.
  • Выражайте личное отношение. Когда хвалите ребенка за хорошее поведение, не забывайте использовать местоимения «я», «мне». Нужно, чтобы он понял, что его хвалят не какие-нибудь космические силы, а конкретно вы: «Мне очень понравилось, как ты надел пижаму» вместо «Молодец! Ты хорошо надел пижаму».
  • Сосредоточьте на похвале все свое внимание. Не хвалите ребенка, уткнувшись в газету или в телевизор, а также из другой комнаты. Встаньте, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было заглянуть в глаза, и дайте понять, что все ваше внимание сейчас сосредоточено на нем.
  • Радуйтесь или хотя бы делайте вид, что восхищены. Совет кажется очевидным, но мы редко ему следуем. Недостаточно просто сказать «молодец» или «хорошо». Если вы говорите это усталым и недовольным тоном, все еще расстроенные из-за того, что ребенок натворил пять минут назад, такая похвала не сработает. Постарайтесь хотя бы изобразить на своем лице позитивные эмоции — чем ярче и живее, тем лучше.
  • Не забывайте о физическом контакте. Дети буквально расцветают, когда их обнимают, гладят, целуют. Должно быть, вы не раз видели, как обезьяны ищут друг у друга блох, в том числе и у своих детенышей. Для них это высочайшее удовольствие. Если вам не нравятся блохи, то можно хотя бы обнять ребенка и прижать к себе.
  • Немедленно хвалите. Если вы хотите закрепить желаемое поведение, то не стоит откладывать похвалу на потом. Как только увидите что-то положительное, немедленно хвалите за это ребенка. Чем быстрее вы станете расточать похвалы, тем лучше он поймет, за какое поведение его хвалят. Отсюда также следует, что больше внимания следует уделять хорошему, а не плохому поведению.

И в довершение картины не забывайте про правило, которое должно намертво отпечататься у вас в мозгу. Игнорируйте поведение, которое вам не нравится. Хвалите поведение, которое вам нравится. Запомнить это довольно легко, но очень важно. Как только вы поймете, какая сила кроется в вашем внимании, вы начнете использовать его в своих целях. Ваша искренняя заинтересованность — единственное оружие, которое поможет вам в битве за мир в собственном доме».

О других советах по воспитанию детей читайте в книге «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» Н. Латта (Рипол Классик, 2012).