Все мы совершаем ошибки. Можем быть уставшими, рассеянными, находиться в тревоге и в какой-то момент случайно перенести фокус внимания на нечто незначительное, упустив что-то по-настоящему важное. Мы все живые люди, и это абсолютно нормально, однако когда речь заходит о психологах, то возникает стойкое убеждение, что им-то ошибаться нельзя, ведь в этом случае ошибка ведет за собой большие риски, которые непростительны в этой профессии.
С одной стороны, это действительно так. Психологи должны быть максимально внимательны, так как речь идет о помощи тем, кому сейчас действительно трудно. Но с другой стороны, психологи такие же люди, как и все остальные. Бесспорно, любые оплошности необходимо анализировать, в том числе и на супервизиях, но иногда ошибки могут продвинуть терапию и позволить заглянуть туда, куда по какой-то причине пока не получалось зайти как клиенту, так и специалисту.
Также благодаря ошибке психотерапевта можно обратить внимание на то, что происходит в отношениях между клиентом и терапевтом и как клиент строит отношения с собой и с другими
Впервые задуматься о том, чтобы написать статью, в которой можно посмотреть на ошибки в терапевтическом процессе с позиции их дестигматизации, меня заставил разговор с коллегами на одной из интервизионных групп. Я много думала на эту тему, анализировала собственные ошибки на супервизиях, выслушивала друзей, которые приходили ко мне жаловаться на своих терапевтов, искала информацию про то, как смотрят на ошибку коллеги, и в целом много рассуждала с клиентами на тему того, как сложно простить себя и другого за сделанную ошибку.
Все это подтолкнуло к написанию текста, в котором вместе с коллегами и читателями я попробую понять, что же такое ошибка в работе в психолога и каково ее влияние. А еще ею я хочу поддержать коллег, которые только-только вступают на свой профессиональный путь, потому что очень хорошо помню себя и свой самый большой страх, который был со мной долгое время, — допустить хоть малейший недочет.
Я собрала кейсы из своей практики и кейсы коллег и через их призму попробую показать, что не всегда то, что мы считаем ошибкой, ведет к действительно серьезным последствиям. Иногда это важный элемент отношений между клиентом и терапевтом, а иногда просто опыт, который мы получаем. Все ситуации, описанные ниже, анонимны и не имеют конкретики, что продиктовано психотерапевтической этикой и правилом о конфиденциальности.
Кейс № 1
«Буквально вчера был странный случай, я его воспринимаю как косяк, который никогда ранее со мной не случался, но теперь это позволит мне быть еще более бережной. Написала девушка с вопросами о том, как можно попасть ко мне на встречу, сколько это стоит. Я ей все подробно написала. Уточнила, когда и как она хотела бы встретиться (дату, время, очно или онлайн). Она ответила, что хочет очно, но по датам пока не знает.
Я предложила ей несколько вариантов времени, когда у меня есть окна на очный прием, и спросила, подходит ли что-то из этого ей. Для меня диалог развивался таким образом, что я была уверена, что мы обговариваем нашу первую встречу и что девушка хочет записаться. В итоге она сказала, что она не планирует записываться, а просто хотела узнать информацию. Возможно, для кого-то это не будет косяком, но я это восприняла как-то, что вообще-то действительно нужно сразу уточнять, хочет ли человек записаться, а то получается, что я давлю, и это недопонимание может напугать тревожного человека».
Конечно, ошибки вызывают в нас много чувств и эмоций, но, как показывает практика, любую ошибку можно обсудить и иногда в терапии это становится способом улучшить терапевтические отношения.
Вот, например, несколько историй, которые показывают это.
Кейс № 2
«Однажды прямо во время сессии у меня с окна упала штора. Мы вместе посмеялись с клиенткой, а потом я получила от нее обратную связь, что ей приятно работать с „живым“ психологом, который тоже реагирует на то, что происходит вокруг, а не делает вид, что ничего не произошло».
Кейс № 3
«Я почти наорала на клиента, который хотел встречаться раз в две недели и не принимал мои доводы о том, что нужно каждую неделю. И в конце категорично заявила, что это наша последняя встреча. Потом восстановила отношения, и они внезапно стали теплее».
Естественно, иногда бывают ошибки, которые мы совершаем по не очень понятным для себя причинам, как минимум потому, что мы живые люди и можем устать, заболеть или банально что-то перепутать. Потом мы все анализируем и разбираем, но даже такие ошибки обычно не ведут к тому кошмару, который мерещится в момент их совершения.
Кейс № 4
«Я на сессии засыпала-засыпала и в итоге вырубилась секунд на 15, при этом разговаривая с клиенткой».
Кейс № 5
«У меня тяжело заболела собака, и нужно было срочно везти ее в ветклинику. Так как ветклиника была недалеко от дома, а поехала я туда совсем ранним утром, я подумала, что успею к приему. Но все оказалось сильно хуже, чем я предполагала, и собаку пришлось усыплять, естественно, ни к какому приему я не успела. Написала клиенту сообщение с просьбой о переносе нашей встречи на другое время, объяснив ситуацию. Ественно, клиент согласился, и я даже была готова отработать потом бесплатно».
Кейс № 6
«Мой самый большой страх всегда был либо забыть о клиенте, либо перепутать время, и так получилось, что один из этих страхов осуществился, причем несколько раз. Наступила осень, и помимо работы навалилось много всего: учеба, супервизии, интервизии, личные дела, и вроде бы все клиенты постоянные, у всех свое время и волноваться абсолютно не о чем, но в один из дней я обнаружила, что случайно поставила двух клиентов на одно и тоже время.
А дело было так: в этот день у меня с утра должна была быть учеба, а потом сразу за ней несколько клиентов, но за пару недель до этой даты мы с одним из них закончили работу, и я была уверена, что сообщила об этом клиентке, которая шла вслед за ним. На место этой клиентки, которая, по моему мнению, должна была идти на час раньше, я поставила другую девушку.
После учебы я приезжаю в кабинет и понимаю, что никого нет, жду минут 10 и после этого пишу сообщение клиентке и получаю ответ: «Мы ведь договорились на час позже с вами». И тут я понимаю, что жестоко ошиблась, что это только в моей голове все в курсе новых обстоятельств, а в реальности получается, что я по своей невнимательности поставила двух клиенток на одно и то же время.
Естественно, пришлось сознаваться в косяке и один прием отменять. Но потом уже, анализируя этот кейс с супервизором и личным терапевтом, я поняла, что, во-первых, я слишком сильно разогналась в количестве дел и не проверила, насколько то, что есть в моей голове, соответствует нашим договоренностям с клиентом, а во-вторых, я «отловила» от одной из клиенток много проекций на себя как на хорошего психолога, с которыми внутренне не справилась. Впоследствии мы поговорили об этом с ней и вышли на важные для нее вопросы, которые она до этой ситуации не замечала, в том числе и те, что касаются межличностных отношений».
Ошибки бывают разные, и совершать их бывает очень страшно, это вызывает много эмоций и тревог. Но к ошибкам важно относиться правильно, ведь они чаще всего многому учат нас, причем не только как профессионалов, но и как клиентов и просто людей. Именно благодаря им мы можем двигаться вперед на пути познания себя.
Психолог-консультант, детский психолог, нарративный практик