Некоторые счастливчики не боятся ходить в офис, спокойно получают сообщения от начальника и отважно выступают на встречах отдела. Им повезло. Но многие вздрагивают от звонка не только в неурочное время, но даже когда сидят на рабочем месте.
Итак, чего именно боятся офисные работники и как справиться с этими страхами?
1. Звонки, сообщения в чате, вызовы в кабинет к боссу
«Работаю ли я из офиса или из дома, звонки начальницы вызывают у меня настоящую панику. В голове сразу тревожный сигнал: ага, что-то случилось, и явно по моей вине», — делится Варвара, 27 лет.
«У нас есть рабочий чат, в нем руководитель пишет, если кто-то из нас допустил ошибку. Если вижу сообщение, мне всегда поначалу кажется — именно я что-то сделала не так, это про мою опечатку, мой «косяк» написано сообщение. В самом начале работы такое случалось довольно часто. Сейчас такое бывает реже, но я все равно не могу избавиться от ощущения, что меня будут ругать. Если это произошло, чувствую себя неумелым работником, не профессионалом. Хочется сразу уйти, ведь мне тут не место», — сокрушается Ирина, 40 лет.
«Обычно нас по одному не вызывают к начальнику. Но если уж зовут, значит что-то случилось. И наверняка именно из-за меня. Иду и думаю: «Ну все, сейчас скажут — увольняйся». Каждый раз трясусь, хотя обычно ничего ужасного мне не говорят», — рассказывает Арина, 32 года.
Откуда берется страх
Что заставляет нас так бояться обычных, казалось бы, рабочих процессов и ситуаций?
«Страх осуждения, критики, невротическое чувство вины. Все это — отголоски раннего опыта (детства или школы), где сформировалась автоматическая реакция на контакт со значимым человеком. Проявляется она в форме тревоги как следствия переноса пережитых ранее эмоций и проекции их в настоящее. Выделяются гормоны стресса, которые приводят к реакции «беги» или «замри», — рассказывает психолог Нина Бочарова.
Руководитель — значимая для нас фигура, и в контакте с ним мы часто можем проигрывать свои детско-родительские сценарии. Такая реакция может быть вызвана закрепившимся паттерном из детства, если родительская фигура была оценивающей, осуждающей и критикующей. Соответственно, появление тревожных сигналов провоцирует ранее полученный деструктивный опыт, где нам навязывали чувство вины и стыда, лишали права на ошибку.
Что делать?
«В момент, когда звонит руководитель, вспомните, что ему тоже звонит его руководитель. Это поможет снизить критичный настрой, и доля юмора понизит градус тревоги», — советует психолог.
Еще эксперт рекомендует внутренне разрешить себе не во всем нравиться руководителю, сохраняя личные границы в рабочих отношениях.
«Ошибки становятся важной составляющей опыта, без которого невозможны карьерный рост и развитие. И вместо того, чтобы убегать от них, пользуйтесь возможностью учиться благодаря им и становиться лучше, чтобы стать настоящим профессионалом», — говорит психолог.
2. Письма в рабочей почте
«На прошлой работе мне приходило много писем на рабочий ящик. И многие из них были от поставщиков, типографий, логистов. Если мне писали, то обязательно сообщали о проблеме, которую надо было решать срочно. Перевернулась машина, потеряли груз, магазин отказался принять поставку из-за брака. Страшно было открывать ящик с утра: вдруг там опять тревожное письмо! Сейчас я работаю в другом месте и ничего страшного по почте не получаю, а страх все равно остался», — отмечает Ксения, 30 лет.
Откуда берется страх
«Тревожность — это всегда страх относительно будущего, ожидание того, что еще не произошло, но уже вызывает страх. В данном случае сыграл роль прошлый эмоциональный опыт, где было много директивных посланий. Часто именно тон и формат письма вводят человека в стресс, который порождает тревогу», — объясняет психолог.
Что делать?
«Открывая почтовый ящик, не принимайте на свой счет все то, что читаете. Отнеситесь к этому, как к рабочей задаче, в которой важно сначала проанализировать информацию, затем расставить приоритеты по выполнению. Именно планирование и расстановка приоритетов помогут увидеть способы решения вопросов и снизят уровень тревожности.
3. Выступления перед коллегами и руководством
«В нашей компании принято проводить рабочие встречи. Иногда мы встречаемся группой, иногда отделом, а раз в месяц собирается почти весь коллектив, чтобы послушать выступление ведущего, который должен рассказать про план корпоративного журнала. Ненавижу эти встречи. На них всегда присутствует генеральный директор, и от страха перед ней у меня холодеет спина и трясутся руки. Пока получалось с честью выдерживать испытания, но всегда надеюсь, что совещание отменят», — сообщает Дарья, 35 лет.
Откуда берется страх
Часто страх публичных выступлений имеет корни в школьном прошлом, когда при всем классе могли отругать, застыдить и вынести оценку, но у него могут быть и другие причины. При появлении знакомого стимула тело выдает психосоматическую реакцию, которая на эмоциональном уровне заставляет человека пережить то же самое, хотя в настоящем может не быть причин для этого.
Что делать?
Представить себе заранее перед выступлением самый неприятный исход, проиграть его в своей голове, доведя до абсурда и вернуться в здесь и сейчас. Это значительно снизит уровень страха в реальной ситуации и уберет лишнее напряжение перед выступлением.
Проработав со своим психологом первопричину такого страха, можно навсегда освободиться от него и чувствовать себя уверенно во время публичных выступлений.
4. Свои ошибки в расчетах и документации, опечатки
«По сто раз проверяю каждый документ, каждый график, каждый текст. Иногда не успеваю выполнить задание в срок, потому что не могу расстаться с выполненной работой, проверяю и проверяю, все кажется — что-то неправильно», — жалуется Светлана, 28 лет.
Откуда берется страх
«Страх ошибки порождает латентное чувство неуверенности в своих действиях. Оно заставляет контролировать все вокруг, чтобы ничего не пропустить и сделать все идеально. Тотальный контроль может проявляться в навязчивых действиях, которые в некоторых случаях могут перейти в обсессивно-компульсивный невроз.
Как правило, боязнь ошибиться свойственна перфекционистам и идеалистам, у которых очень высокий уровень притязаний к себе и к миру.
Что делать?
Постепенно уменьшить количество проверок, наращивая доверие к себе и своим действиям. Заметить, сколько времени вы тратите на эти проверки, посчитать их количество и придумать, что полезного вы могли бы сделать для себя вместо этого времяпрепровождения.
И главное — дать себе право на ошибку, осознав причины, по которым вы себе их не позволяете», — предлагает эксперт.
5. Непонятные задания, которые не ясно как делать
«Мой начальник порой и сам не знает, чего хочет. И частенько дает задания, которые просто нереально расшифровать. А еще поручает то, чем не приходилось заниматься никогда. Очень боюсь таких задач. Ну как можно вешать на меня то, в чем должны, по идее, разбираться другие? Но приходится копаться, выяснять, потому что на мое справедливое замечание начальник отвечает: «Тебе поручили — тебе и отвечать», — говорит Алексей, 30 лет.
Откуда берется страх
«Сталкиваясь с неизвестностью, мы теряем контроль над ситуацией. Так и с новыми, незнакомыми задачами, где нет еще проторенной дороги и понятного алгоритма действий: нас одолевает тревога как оборотная сторона контроля», — объясняет Нина Бочарова.
Что делать?
И вместо того, чтобы избегать нового опыта, сделайте его для себя интересным и полезным, ведь вам дают возможность расширить фронт задач, а значит, развиваться, советует психолог.
Попробуйте спросить тех, кто уже делал подобное до вас, не бойтесь задавать вопросы. Это поможет получить основные ориентиры, с помощью которых вы быстрее справитесь с заданием.
6. Возможность заразиться коронавирусом в офисе
«Сейчас повсеместно карантин, но нам надо ездить в офис. И я ужасно боюсь, что могу заразиться. Сижу в маске, по сто раз протираю руки. А все равно страшно. Ведь многие коллеги наплевательски относятся к ограничениям», — рассказывает Ольга, 43 года.
Откуда берется страх
По мнению психолога, коронафобия проявляется в виде навязчивых мыслей (страха) из-за нашей зависимости от непредсказуемой внешней среды, где небезопасно и нет возможности защитить себя на 100%.
Кроме того это, новый опыт для всего современного человечества с массовым освещением в СМИ, что оказывает психологическое давление и существенно повышает уровень тревоги.
«Важно знать, что чем чаще вы испытываете страх, тревогу и беспокойство, тем сильнее страдает иммунная система, что приводит к ее износу и большей̆ восприимчивости к вирусным заболеваниям», — рассказывает психолог.
Что делать?
«В такие моменты возвращайте себя в реальность, в «здесь и сейчас», когда вы здоровы, целы и невредимы. Переключите фокус внимания на рабочие задачи, это отвлечет от навязчивых мыслей. Соблюдайте меры безопасности, проявляя личную ответственность», — рекомендует психолог.
Об эксперте
Нина Бочарова — психолог, гипнотерапевт, ЭОТ терапевт, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, действительный член Ассоциации Суггестивных Психологов. Подробнее — на ее странице.