5 социальных проблем в сериале «Под мостом» о зверском убийстве девочки-подростка

Фрагмент постера к сериалу «Под мостом»

Фото

«Кинопоиск»

О чем сериал «Под мостом»

«Под мостом» вышел на стримингах весной 2024 года — в нем сыграли лауреатка Оскара-2024 за лучшую женскую роль Лили Гладстоун, а также Иззи Джи, Хлоя Гидри и Вритика Гупта. В основе сериала — реальная история убийства 14-летней Рины Вирк, совершенного подростками из неблагополучных семей. Кроме того, авторы «Под мостом» опирались и на одноименную книгу, написанную журналисткой Ребеккой Годфри — в нулевых она провела несколько интервью с близкими погибшей девочки, а также свидетелями преступления и самими убийцами, чтобы понять, что на самом деле произошло вечером 14 ноября 1997 года.

Убийство Рины Вирк не только потрясло канадское общество конца девяностых своей жестокостью, но и обратило внимание на острые социальные вопросы, которые до этого момента оставались в тени: подростковую преступность, расизм, отсутствие помощи детям из трудных семей, наркоманию среди несовершеннолетних и не только.

Спустя 26 лет контекст убийства продолжает оставаться актуальным в том числе и для России и благодаря сериалу «Под мостом» они, возможно, стали чуть более заметны в медийном пространстве.

1. Ксенофобия

Бабушка и дедушка Рины Вирк эмигрировали в Канаду из Индии — их, а также родителей самой Вирк, сложной адаптации в новой стране посвящен один из эпизодов сериала. Ксенофобия, с которой пришлось столкнуться семье героини, знакома не одному ее поколению и проявляется она не только в брезгливом отношении белых соседей к новым жильцам с другими цветом кожи, языком и религией, но и в пренебрежительности полицейских к трудностям, с которыми сталкиваются Вирки.

При этом расизм и спустя 26 лет считается одной из нерешенных проблем канадского общества — он продолжает оставаться не только актуальным, но и, как обращают внимание активисты, по-прежнему системным практически во всех сферах жизни. Аналогичное положение вещей заметно и в России, где, согласно исследованиям, продолжает расти уровень антимигрантских настроений — а они, в свою очередь, рискуют привести к росту преступлений на почве ненависти.

2. Подростковая преступность

Реальность «Под мостом» напоминает вселенную «Слова пацана»: героями обоих сериалов стали подростки, которые не могут найти своего места в жизни, сталкиваются с проблемами в семье и нежеланием общества включаться в их решение. Результат одинаков и для Канады конца девяностых, и для распадающегося СССР: подростки рано или поздно сбиваются в группировки с четкой иерархией и насилием, а нередко — и нарушением закона, будь то грабежи, вандализм или даже убийство.

Более того, «Под мостом» стирает стереотип о том, что подростковое насилие более свойственно мальчикам, нежели девочкам

Героини сериала, видя, как парни-ровесники создают свои «мальчишеские» банды, решают основать собственную — с клятвой на крови друг другу и безусловным преклонением перед лидером, Джозефиной Белл. Такие кланы становятся для подростков, не нашедших любви и принятия ни у общества, ни у родных, новой семьей, ради которой приходится идти на страшные жертвы.

3. Домашнее насилие

Герои «Под мостом» в большинстве своем живут отдельно от родителей — их «домом» в лучшем случае стал приют «Семь кленов», где взрослые хотя и присутствуют, но едва ли заботятся о благополучии своих подопечных. Некоторые персонажи — как Уоррен Гловацки — и вовсе живут сами по себе, к примеру, в обыкновенном трейлере.

Объяснение, как и почему дети оказались не нужны собственным родителям, можно найти в разных эпизодах сериала. Для кого-то приют стал способом сбежать от домашнего насилия, будь то пьянство матери-одиночки или сексуальные домогательства отчима, для других же — сознательным выбором. Таким он был, например, для Рины Вирк, полагавшей, что «Семь кленов» дадут ей свободу от деспотичной и религиозной семьи.

4. Нетерпимость

Нетерпимость к любым проявлениям инаковости схожа с ксенофобией, но в контексте «Под мостом» она проявляется совершенно по-разному. Рину Вирк ненавидели не только из-за эмигрантского прошлого: религиозность и вероисповедание ее семьи регулярно подвергалось насмешкам, а неконвенциональная внешность — откровенным оскорблениям.

Вирк во всем отличалась от своих сверстниц: яркая косметика в ее семье была под запретом, а популярная в то время у подростков музыка — «грязной» и «разрушительной» (впрочем, после гибели Рины родители все-таки проникнутся ею, но это принятие интересов дочери случится, когда будет уже слишком поздно). Более того, даже попытка девушки побрить ноги вызывает негодование матери — и волосы на теле станут поводом новой волны травли, ведь они, хотя и растут у всех людей, в глазах подростков воспринимаются исключительно как «зеленый свет» для буллинга.

5. Безразличие взрослых

Большинство трудностей, с которыми столкнулась Рина Вирк, могли быть решены при поддержке со стороны взрослых — если не самих родителей, то учителей, других членов семьи, психологов и не только. Но каждому из них неизбежно что-то мешало: преданность идеалам, предубеждения, банальная нехватка времени. Из-за этого Рина справлялась со своими проблемами так, как умела — рвалась к свободе любой ценой, надеясь, что путем подражания окружающим ее трудным подросткам она станет «своей».

Чем закончилась эта попытка, в «Под мостом» показывается медленно и хладнокровно

Серия за серией поэтапно рассказывают, что именно произошло на вечеринке 14 ноября и к каким последствиям это привело. Произошло бы все это, если бы взрослые были более включенными в проблемы подростков, а сами дети имели бы доступ к психологической помощи, безопасную атмосферу и надежду на то, что пережитое ими насилие не определяет их будущее и собственную личность? Вопрос, как кажется, риторический.