Существуют две радикально отличающиеся карьерные установки, которые мы берем во взрослую жизнь из нашего детства.
Первая — если хочешь чего-то достичь, ты должен много трудиться;
Вторая — карьеру самостоятельно сделать невозможно, надо обязательно иметь правильные связи, людей, которые будут предлагать интересные вакансии и способствовать продвижению по карьерной лестнице.
По моим наблюдениям, у 80% моих клиентов в карьере преобладают именно эти стратегии. Но ведь есть и другие карьерные пути, знание (а главное — применение) которых может помочь более гибко и при этом успешно развивать свою карьеру.
Рассмотрим все варианты, которые могут привести к осуществлению желаемого.
1. Терпение и труд
Таких карьеристов с детства учат любить труд. Особенно явно это прослеживается в семьях, где папа или мама трудились тяжело и много, и при этом семья жила в относительном достатке. Ребенку постоянно внушается, что он сам влияет на свое будущее, и если он будет хорошо учиться, много и усердно работать, то сможет достигнуть всех целей, каких захочет.
Это хорошая установка, но у нее есть и минусы. Во-первых, все усилия человека идут на развитие практических умений (hard skills), и при этом считается неважным развитие гибких навыков (soft skills). А это значит, что человек может хорошо уметь делать бухгалтерский баланс, но в то же время, например, грубо и резко отвечать сотрудникам на вопросы о том, когда будет зарплата. А чем выше человек растет по карьерной лестнице, тем ниже влияние «хардов» на карьеру и тем выше влияние «софтов».
В итоге человек на каком-то этапе остановится в карьере и не будет понимать, почему его не продвигают — ведь он так много работает и столько дает результата!
Во-вторых, часто в таких ситуациях развивается перфекционизм. Человек в погоне за карьерой становится трудоголиком, ему кажется, что только так его заметят и оценят. А это влияет на проблемы в семье и коллективе.
Еще один нюанс развития такой карьерной стратегии — как правило, человек-трудоголик искренне думает, что большие деньги достаются тяжелой работой. А потому он инстинктивно будет выбирать такие компании, где нехватка персонала, где высокие нагрузки и требования от каждого. А работу с нормальным графиком он не будет воспринимать как ту, на которой он сможет выделиться и вырасти.
Если много лет работать в таких компаниях, где ненормированный график и сверхусилия — это обычная жизнь, то жесткое выгорание и заболевания станут настоящими спутниками. Хотя и успех таким образом тоже вполне реально достичь.
«Soft skills — какими гибкими навыками вы обладаете?»
- 1/10
Вы получили несколько несрочных писем от коллег. Как вы поступите?
Разберу электронную почту в специально отведенное время в течение рабочего дня, чтобы не отвлекаться от своих основных задач
Предпочту ответить тогда, когда мне удобно, иначе они подумают, что я всегда в их распоряжении
Постараюсь оперативно ответить на все письма: для меня это не самая приоритетная задача, но, возможно, это важно для них
Отвечу потом: буду помнить, что в течение дня нужно уделить этому время, а если забуду, наверняка, к тому времени они уже сами найдут ответ
2. Нетворкинг для построения карьеры
Следующий тип людей — те, кто, наоборот, огромное внимание уделяет выстраиванию отношений с другими людьми, умению коммуницировать. Ведь связи — это не всегда то, что дается возможностями семьи. Например, человек может вырасти в простой семье, где папа и мама говорили, что не смогли построить карьеру, так как не было «блата».
И вот человек начинает искать такие места работы, где он может знакомиться с максимальным количеством влиятельных людей, чтобы у него появились свои собственные связи, к которым он мог бы в случае чего обратиться.
Эти люди умеют быть «своими» в правильных кругах, они постоянно находятся на конференциях и мероприятиях — в зависимости от того, в какой области работает человек и как (и где) там принято выстраивать отношения
Таких людей действительно приглашают в уникальные проекты, перед ними открываются те возможности, которые людям со стратегией из первой категории даже не снятся, они отлично прокачивают навыки коммуникации, дипломатии и харизмы, могут легко получить в управление уникальный проект и… завалить его, так как времени прокачивать «харды» и в целом выполнять работу у них не было.
А значит через какое-то время в компании за таким человеком может закрепиться не лучшая репутация, коллеги будут думать, что работу ему лучше не предлагать — иначе подведет.
3. Максимальная проявленность
Это стратегия, когда человек не столько делает на самом деле, сколько просто демонстрирует, как много всего он сделал. Ему важно, какая картинка создается у окружения о его работе. Обычно такие люди создают очень крутые отчеты о своей деятельности и умеют на каждом собрании ввернуть слово о том, через какие сложности пришлось пройти за последнее время.
Если им что-то удается, они тут же находят возможность попасть к первому лицу на прием (или даже поймать его в коридоре) и быстро рассказать о своем мини-подвиге на работе. То есть таким людям очень важно сделать собственный пиар основой своей деятельности, как минимум в масштабах компании, как максимум — в масштабах отрасли (чтобы приглашали на работу с повышением).
Они умеют находить плюсы даже в убытках и явных ошибках, и показать, что несмотря на все это, для компании идет масштабное улучшение
Эта стратегия тоже работает, человек может занять начальствующую должность. Только дальше все может пойти не так гладко. Успех будет, если в подчинении такого карьериста окажутся скромные люди, которые знают свое дело, достигают результата и спокойно смотрят на то, что все результаты начальник присваивает исключительно себе.
И все же если есть только пиар на голом месте, то через какое-то время в компании приходит осознание, что кроме слов ничего и нет. Правда, наш карьерист к тому времени обычно уже находит новую площадку для применения своих навыков самопрезентации.
4. «Открытое окно»
Такая стратегия подразумевает, что человек довольно гибко строит свою карьеру, без жестких установок из серии «Я расту в логистике» или «Мой путь — до директора по персоналу». Такие люди не боятся карьерных кувырков и кульбитов. У них есть и необычные идеи, и смелость ими делиться, а потому они получают максимальное количество неожиданных возможностей в самых разных сферах.
Правда, такой человек далеко не всегда может пройти элементарный отбор рекрутера, так как по резюме кажется, что у него хаотическая карьера в совершенно разных сферах, не поддающаяся логике.
Сегодня он руководил производством, а завтра ушел в HR, послезавтра открыл с другом свою пекарню, и потом опять его пригласили в компанию уже на должность исполнительного директора
Таких людей рискуют брать в компанию обычно только сами собственники, с которыми они неожиданно на каком-то мероприятии оказываются за одним столом (важно — это не вторая стратегия нетворкинга — человек не искал этой встречи) и остаются обсуждать рабочие вопросы до поздней ночи и получения оффера.
Риски: такой карьерист может как справиться и вывести компанию на запредельные проценты роста, так и оказаться мечтателем, не реализовавшим ничего. А еще хуже — довести этими идеями компанию до кризиса.
5. Девиз «Растет компания — расту и я»
Это самый стабильный и надежный тип сотрудников. Они по многу лет работают в одной компании (даже всю жизнь). Они не ходят по собеседованиям, не ищут работу, их устраивает все, что есть, а что не устраивает — они меняют. При этом они говорят «Я работаю тут уже 10 лет, но по ощущениям это 10 разных компаний было». То есть они реально развиваются и двигают компанию. Свой рост (финансовый и карьерный) тесно связывают только с тем, «насколько я вырастил компанию, настолько сам и вырос».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КАРЬЕРНЫМ СТРАТЕГИЯМ
Не преуменьшайте важность результатов — ваши реализованные кейсы, выполненные KPI, ваш профессионализм важны для карьеры. Если вы явный представитель стратегии из второго или третьего пунктов — старайтесь в своем подразделении иметь подчиненных, которые будут собой закрывать «харды». Только старайтесь делать win-win — «Ты делаешь все задачи за меня, а я тебе выбиваю зарплату в два раза выше рынка».
Если вы серьезно нацелены на построение карьеры — обязательно развивайте свои soft skills — умение выстраивать продуктивные коммуникации, влиять и вести за собой, понимать, когда стоит надавить, а когда смолчать, вдохновлять и мотивировать других.
Помните: помимо упорной работы и выстраивания контактов, навык презентовать свои достижения и умение гибко строить карьеру важны для любого карьериста. Если у вас не хватает времени все охватить или не хватает талантов — старайтесь иметь в команде таких людей, которые бы прикрывали ваши слабые стороны.
Делайте правильные акценты. Развивать свои слабые стороны — это длинная и часто неблагодарная стратегия. Так что хорошо бы знать свои сильные стороны и знать как на них можно опереться. Это поможет выявить коуч или карьерный консультант.
