«Скорбный дом» — так издавна называли клиники для душевнобольных. Довольно долгое время именно эти заведения пользовались дурной славой — и не напрасно. Почти до середины ХХ века методы лечения в них порой напоминали пытки, права тех, кто туда попадал, не соблюдались, а врачи и персонал порой были опаснее пациентов.
Еще в 70-х и 80-х годах в СССР на принудительное лечение могли отправить не только серьезно больных людей, но и просто инакомыслящих — «антисоветчиков».
К счастью, времена изменились, а психиатрия развивается довольно интенсивно. Многое меняется — методы лечения, лекарственные препараты, отношение к больным. Показательно, что в медиа все чаще встречаются открытые упоминания звезд о том, что они проходили лечение от депрессии или зависимостей у психиатров. Хочется верить, что эпоха стигматизации и жестоких мер «терапии» останется в прошлом.
А мы решили вспомнить о некоторых известных клиниках и их еще более известных пациентах.
1.Тонтон
Весь мир не узнал бы о проработавшей с 1851 по 1975 года государственной психиатрической лечебнице в штате Массачусетс, если бы не печально прославившая ее медсестра, работавшая в клинике Тонтона. Джейн Топпан испытывала нездоровое удовольствие, убивая людей с помощью имевшихся в ее распоряжении лекарственных средств.
Делая беспомощным больным уколы из смеси собственного сочинения, она отправила на тот свет более 30 человек, среди которых была и ее сестра. Преступницу разоблачили и поместили в ту же клинику уже в качестве пациентки с манией убийства.
К тому времени мрачные слухи о творящихся в лечебнице делах приобрели уже новые очертания, и жители городка стали поговаривать о сатанинских черных мессах в ее подвалах, во время которых персонал якобы приносил в жертву больных.
В конце концов больница была закрыта, но любители пощекотать нервы и эзотерически настроенные туристы охотно туда наведывались и даже, по их утверждениям, встречали призраки убитых.
2.Бедлам
Это название стало нарицательным — многие люди используют слово «бедлам», не догадываясь даже о его происхождении. На самом деле оно происходит от библейского «Вифлеем», это был Лондонский госпиталь святой Марии Вифлеемской (англ. Bethlem), открытый в 1547 году. Среди известных пациентов клиники числилась Ханна Чаплин, мать знаменитого комика эпохи немого кино.
Мать Чарли выступала на сцене, пела и танцевала. Однажды из-за проблем со здоровьем она лишилась голоса и не смогла выступать — и тогда пятилетний сын заменил ее, сорвав овации зрителей. Вполне вероятно, что этот случай определил его судьбу.
В 1896 году Ханна потеряла рассудок и была помещена в Бедлам. Чарли Чаплин с братом какое-то время жили с новой семьей отца, а затем, когда мать вышла из лечебницы, оказались вместе с ней в работном доме, где трудились, получая за это кров и пропитание.
Исследователи, изучавшие записи об истории болезни Ханны Чаплин, полагают, что она была больна сифилисом. На поздних стадиях заболевание разрушает нервную систему, что может проявляться в приступах агрессии — так было и с матерью актера. В возрасте 35 лет она снова была помещена в лечебницу.
Периодически Чарли с братом забирали ее домой и ухаживали, но болезнь давала о себе знать новыми эпизодами, и Ханну приходилось снова отправлять к психиатрам. Когда Чарли Чаплин стал уже достаточно известным и заработал денег на переезд в Америку, мать была в глубокой деменции.
Не желая расставаться с ней, он забрал ее к себе, обеспечив круглосуточный уход в собственном доме в Калифорнии. Через 7 лет она умерла на руках у Чарли. Похоронена Ханна Чаплин на кладбище в Голливуде.
3.«Кащенко»
Владимир Семенович Высоцкий неоднократно лежал в «Кащенко», что и описал в одной своей песне. Это еще одна психиатрическая лечебница, название которой стало именем нарицательным. Ее же именуют «Канатчиковой дачей», а на самом деле это Московская психиатрическая клиническая больница №1 имени Н. А. Алексеева.
Именно этот меценат и городской голова, управлявший Москвой с 1885 по 1883 годы, собрал деньги, чтобы на месте бывшей дачи купцов Канатчиковых, в то время — на границе города — построить клинику для душевнобольных.
Красивое здание больницы в неорусском «кирпичном» стиле напоминает здание Исторического музея и другие, возведенные в Москве при том же Николае Алексееве. Клиника была по тем временам прогрессивная. Никаких решеток на окнах, в ней не применялись смирительные рубашки и прочие суровые меры — врачи исповедовали гуманный подход к работе с пациентами.
С «Канатчиковой дачей» тоже связана почти мистическая история. В 41 год Николай Алексеев был убит как раз душевнобольным — застрелен в собственном доме. Есть теория, что его смерть была подготовлена политическими противниками, вложившими оружие в руки «помешанного».
Спасти его пытался хирург Николай Васильевич Склифосовский, но рана была смертельной. И все же, умирая, Алексеев успел завещать большую сумму для завершения строительства больницы. В честь врача Петра Кащенко больница стала называться в 1922 году: психиатр заведовал ею 2 года и в целом внес большой вклад в развитие медицинской науки.
Помимо Владимира Высоцкого, в «Кащенко» в свое время лежали актер и режиссер Ролан Быков, поэт Иосиф Бродский и другие известные люди.
4.«Пряжка»
Психиатрическая больница святого Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге носит такое странное имя из-за речушки, которая берет свое начало неподалеку. До клиники там находился острог (тюрьма), а в 1865 году в том же здании открылась «Временная лечебница для помешанных при Исправительном учреждении».
Исправлению, согласно уставу учреждения, подлежали «лица предерзостные, нарушающие благонравие и наносящие позор обществу». Например, женщины туда попадали не только за брошенного ребенка, открытие борделей и проституцию, но и за «неповиновение родительской власти» и «дерзкое обращение с мужем».
После революции здесь разместилась городская психиатрическая больница № 2. В «Пряжке» лечился писатель Всеволод Гаршин, страдавший от биполярного расстройства («маниакально-депрессивного психоза»), и жена композитора П. И. Чайковского Антонина Милюкова.
За «антисоветские» стихи проходил принудительную судебно-психиатрическую экспертизу Иосиф Бродский. Виктор Цой, по его утверждению, прятался там от службы в армии (у него были все шансы погибнуть в Афгане).
5.«Имени Ганнушкина»
Психиатрическая клиническая больница № 4 имени П. Б. Ганнушкина находится в Москве на улице Потешной. Откуда такое название? В 1684 году для юного Петра I на берегу Яузы был построен Потешный городок — на потеху, для развлечения наследника.
В начале XIX века строения были уничтожены, но название осталось. На этом месте построили фабрику купцов Котовых, которая разорилась в начале XX века, пустующие корпуса при этом были отданы Преображенской больнице.
В начале XX века на деньги московских меценатов там были возведены 2 здания в стиле неоготического модерна, и после революции там разместился городской институт клинической и социальной психоневрологии.
Сейчас больница носит имя известного психиатра Ганнушкина, который на самом деле никогда именно там не работал. В начале 90-х здесь лежала актриса Татьяна Пельтцер. Все хорошо помнят ее роли в фильмах «Формула любви», «12 стульев» Марка Захарова, «Трое в лодке, не считая собаки» и других.
По воспоминаниям коллег, актриса обладала вспыльчивым, неуживчивым характером и могла, не задумавшись, сказать неприятное любому — от трепетного новичка в труппе до маститого режиссера. Так со скандалом она ушла из Театра сатиры в «Ленком».
С возрастом эксцентричная актриса стала маниакально подозрительной, рассеянной. Тексты ролей ей подсказывали Александр Абдулов и другие партнеры по сцене. Однажды Татьяна Пельтцер устроила особенно громкий скандал в театре, и ей вызвали скорую. Врачи отвезли ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.
Через несколько дней актрисе Ольге Аросевой удалось попасть туда, чтобы навестить Пельтцер — ее долго не пускали, объясняя, что Татьяна Ивановна агрессивна и опасна. Пельтцер была вся в синяках и крови, как вспоминала Аросева.
Так и не узнав, что на самом деле там произошло, друзья актрисы забрали ее и поместили ее в другую психиатрическую клинику. В 1992 году, получив перелом шейки бедра, Татьяна Пельтцер умерла в возрасте 88 лет.
История психиатрии долгое время была довольно мрачной. Суеверное, невежественное и порой агрессивное отношение к тем, кто отличался от остальных, а порой казался «одержимым дьяволом», бесправие больных и варварские методы, которыми их пытались лечить, — все это создавало ореол темной таинственности вокруг психиатрических лечебниц. Мистическое отношение к ним и множество пугающих легенд вдохновляли писателей и кинематографистов. Пусть же весь негатив останется частью исторического прошлого.