Нынешние школьники даже не догадываются, как сильно изменилась система образования — о существовании предметов, которые изучали советские дети, они и не слышали. Вспоминаем, какие дисциплины были обязательной частью учебной программы, и размышляем, были бы актуальны они в нынешних реалиях.
1. Этика и психология семейной жизни
Эта дисциплина появилась в начале 1980-х и просуществовала в советских школах недолго. На занятиях преподаватель обсуждал со старшеклассниками семейные отношения, воспитание детей, ведение быта и распределение бюджета.
Однако уже в начале 1990-х этот предмет исключили из школьной программы. Оказалось, очень непросто обсуждать с детьми подобные темы. Педагоги подчеркивали — дисциплина нужная, но квалифицированных кадров недостаточно.
До недавних пор школьники изучали подобные вопросы на уроках семьеведения, которые входили в курс обществознания. Но весной 2023 года Госдума и Минпросвещения начали говорить о том, что программа «Семьеведение» может стать отдельной дисциплиной в российских школах.
2. Чистописание
Если вы посмотрите на тетради советских школьников, то придете в восторг — ученики писали аккуратным каллиграфическим почерком, которому современные дети могут только позавидовать. Причем долгое время в СССР писали не гелевыми и даже не шариковыми ручками, а перьями. Можно сказать, что появление ручки ознаменовало приближающийся конец «чистописания» как школьной дисциплины.
Напомним, ручки появились в Советском Союзе в конце 1960-х. В этот же период произошла реформа образования, которая отменила не только предмет «чистописание», но и оценки за прилежную учебу. В рамках этой же реформы сократили количество часов, которое отводилось на обучение письменным навыкам. Кроме того, изменился и сам подход к урокам письма.
Если раньше школьники учились писать каждую букву раздельно, теперь они начали развивать навык безотрывного письма
И сегодня преподаватели учат ребят писать красиво и аккуратно — некоторые даже снижают оценку за небрежность и корявый почерк. Но чистописание как отдельный урок в учебной программе уже не встречается.
3. Начальная военная подготовка
В 1962 году допризывная военная подготовка в школах была отменена, а военно-патриотическое воспитание стало частью внеклассной работы. Однако реформа 1967 года вернула в школьную программу начальную военную подготовку, или НВП, которую стали проходить юноши и девушки начиная с 9 класса.
На уроках ребята учились обращаться с оружием и противогазами — так что если вы школьник 70-80-х, то, скорее всего, умеете собирать и разбирать автомат Калашникова. Конечно, закладывались и основы патриотического воспитания. В период холодной войны каждый советский школьник знал про потенциального противника (США, кто же еще).
Занятия по военной подготовке исключили из школьной программы во время перестройки. В современных школах аналог НВП — это уроки ОБЖ, но лишь отчасти.
4. Астрономия
Астрономия как учебный предмет «вышла из строя» относительно недавно — в 2008 году Минобрнауки официально рекомендовал не включать ее в основную программу. В 1990-х на дисциплину выделяли всего несколько часов в рамках курса по физике, но несмотря на это, в России продолжали проводить Всероссийскую олимпиаду по астрономии.
То есть в школах предмет не изучали, но дети, которые им интересовались, были
В 2022 году астрономию исключили из перечня обязательных учебных предметов в соответствии с приказом Минпросвещения.
5. Черчение
Черчение можно любить или ненавидеть — третьего не дано. Ведь если у тебя нет врожденного таланта, эта дисциплина требует невероятной усидчивости и терпения, что характерно не для каждого подростка. Повезло тем ребятам, у кого в семье были инженеры — мамы и папы с техническим образованием часто помогали детям выполнять домашние задания по этому нелегкому предмету.
В 2019 году черчение исключили из школьной программы. Однако уже в июне 2023-го на сайте Кремля появилось распоряжение о возвращении черчения в школы: основы — для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, и полноценный учебный курс «Черчение» для тех, кто обучается по технологическому (инженерному) профилю.
Причину изменений объяснил министр просвещения Сергей Кравцов: будущим инженерам, конструкторам и технологам, в которых страна сегодня так нуждается, необходимо развивать навыки черчения со школьной скамьи.
По материалам «Parents.ru»