1. Полезный труд
В чем проблема
«Все больше становится детей, которым трудно самостоятельно планировать и организовывать свои дела, — рассказывает психофизиолог Вячеслав Лебедев. — Это особенно заметно при выполнении домашних заданий: родителям приходится постоянно быть рядом. Хотите предотвратить проблему? Включите бытовые заботы в жизнь ребенка».
Как связаны обязанности по уборке и поддержанию порядка в доме, уходу за питомцем и развитие самостоятельности в учебе?
И то и другое ребенок делает не по собственному желанию: это необходимость, которую определяют взрослые. «Бытовые обязанности требуют волевых усилий, — продолжает психофизиолог. — И становятся своего рода упражнением на устойчивость к монотонной и неинтересной для ребенка деятельности».
Ценность для будущего
«Домашний труд тренирует, пожалуй, главную „мышцу“ нашего мозга — лобные доли, — объясняет Вячеслав Лебедев. — Именно они отвечают за социальное „надо“, контролируя и подчиняя себе природное „не хочу“, помогая ребенку подниматься на первую ступеньку личностного развития». Доступная ребенку ежедневная рутина позволит ему выработать устойчивость к выполнению неинтересных и подчас скучных для него задач, которыми полон мир.
Что предпринять
Лет с 5–6 подключайте ребенка к общим семейным делам, регулярно и планомерно. «Не поручайте сразу много дел, — подсказывает психофизиолог. — Внедряйте новые обязанности только после того, как прежние стали уже привычными. При необходимости их можно менять, но не чаще, чем одну за 2–3 месяца». Бывает полезно завести план уборок с местом для отметок об их выполнении ребенком.
2. Познавательная активность
В чем проблема
Казалось бы, интернет открывает детям целый мир. Но как они распорядятся этими возможностями?
«Гаджеты предлагают маленьким пользователям прежде всего визуальный контент, его не требуется добывать, они его пассивно потребляют, — отмечает клинический психолог Елена Морозова. — Но в раннем возрасте ребенок познает мир через все органы чувств, через движение, первая стадия развития интеллекта так и называется — сенсомоторная».
Ребенку все надо пощупать, понюхать, попробовать на вкус, освоить физически
Мышление дошкольника наглядно-действенно, оно развивается в контакте с предметным миром. Сосредоточение на цифровой информации глушит его живую, поисковую, исследовательскую активность.
Ценность в будущем
Наш мир не виртуален: нам необходимо ориентироваться в городском пространстве, мы путешествуем и контактируем с природой, задача человека — расширять эти горизонты, а не сужать их, лишая себя радости творческого взаимодействия с окружающей средой.
Что предпринять
«Конечно, проще дать ребенку в руки планшет, чем краску или глину, — ведь это не требует участия взрослого, — объясняет Елена Морозова. — Но терпеливое участие родителей — непременное условие пробуждения любопытства в детях, будь то чтение книг, которые необходимо обсуждать, или знакомство с природными явлениями».
Ребенку надо организовать познавательный процесс: с чего начнешь? Что дальше будешь делать? Будьте готовы отвечать на вопросы, когда он спрашивает, а не на следующий день, поддерживайте его опыты, заражайте своими интересами, увлечениями.
3. Осознанность тела
В чем проблема
«Наша способность быть в контакте с телом, сознавать и регулировать свое физическое состояние — это навык, который нужно развивать специально, — считает Виктория Шиманская, специалист по эмоциональному интеллекту. — Рано погружаясь в виртуальный мир с яркими, быстро мелькающими картинками, ребенок не проживает мир физически. Родители же, наоборот, врожденный телесный разум ребенка приглушают, приучая слушать маму, а не свое тело („надень кофточку, тебе холодно“, „котлету надо доесть“). Рано или поздно ребенок перестает замечать, что нужно его телу».
Ценность в будущем
Умение различать потребности организма — основа здоровья, включая ментальное. Развивая внутреннюю чуткость, мы реже болеем, можем уловить нарушение на ранней стадии и принять меры. Осознанность тела ослабляет цифровую зависимость: ребенок лучше чувствует время, быстрее замечает физический дискомфорт и меняет позу или находит другое занятие.
Что предпринять
«Не позволяйте ребенку перекусывать, сидя за компьютером или глядя в гаджет, — предупреждает Виктория Шиманская. — Погруженный в виртуальную реальность, он не осознает, что и сколько ест. За столом обращайте его внимание на еду: вкусно ли тебе? не слишком ли горячо? На улице не спешите его утеплить или раздеть, сначала спросите: что ты сейчас чувствуешь? Удобно ли тебе?»
Лучше осознавать свое тело поможет игра «солдат-мишка», когда ребенок напрягается, как солдат, а потом расслабляется, как мишка. Другая практика — «бабочка»: ребенок закрывает глаза, а мама касается разных частей его тела (лоб, ушко, пяточка), и ребенку нужно найти, где эта «бабочка» сидит.
4. Стрессоустойчивость
В чем проблема
Родители сегодня ревностно оберегают своего ребенка от малейшего стресса: «не хочешь — не надо», «не расстраивайся, я все улажу». «Необходимо выдерживать тонкую грань между опекой и тренировкой эмоциональной устойчивости, — полагает клинический психолог Елена Морозова. — Этот навык особенно важен при поступлении в школу: новый коллектив, интеллектуальные задачи требуют большого напряжения».
Если у ребенка нет привычки преодолевать фрустрацию, у него возникнут эмоциональные проблемы — подавленность, разочарование, сильный страх пережить неуспех
«Стресс вышибает почву из-под ног и тормозит все познавательные процессы, восприятие, мышление, внимание, память и другие», — напоминает психолог.
Ценность в будущем
Темп жизни растет, новым поколениям приходится выдерживать все большую интеллектуальную нагрузку, быстрее перерабатывать информацию. Предлагая ребенку задачи, посильные для его самостоятельной работы, мы тренируем его стрессоустойчивость, что позволит ему легче выдерживать ситуацию неопределенности в будущем.
Что предпринять
«Уж точно не пугать ребенка и не создавать ситуацию стресса специально, — подчеркивает Елена Морозова. — Мини-тренировкой для 6–7-месячного ребенка могжет стать игра: мама прячется за какой-то предмет или ладонями закрывает лицо, то есть исчезает. Выдержать ее отсутствие некоторое время — посильная нагрузка».
А дальше стоит расширять зону самостоятельности, предоставлять ребенку самому искать варианты решения. Не спешить на помощь, как только начал капризничать, но при этом эмоционально поддерживать.
5. Готовность ошибаться
В чем проблема
Другая крайность в воспитании — ориентация ребенка на успех. «Взрослые стремятся демонстрировать свои достижения и умалчивать о неудачах, именно этот нарратив они и транслируют своим детям, — рассказывает Вячеслав Лебедев. — Я часто вижу, что родители оценивают результат усилий ребенка как неуспешный по одному невыполненному критерию: сбился в пересказе стихотворения — не подготовился, 4-е место на соревнованиях — все же не призовое. Тем самым они ставят отпрыскам коварную ловушку: у них просто нет права на ошибку».
Как это воспринимает ребенок? — «Что бы я ни делал и как бы ни старался, я ошибаюсь, а значит, не достигаю успеха»
Такой опыт приводит к стратегии избегания неудач: лучше не делать, чем делать с ошибками. Это крайне опасная установка, которую так просто изменить.
Ценность в будущем
Воспринимая собственные несовершенства как нечто естественное, ребенок увереннее действует, пробует, охотнее познает мир и спокойнее реагирует на трудности.
Что предпринять
«Сделайте ошибку вашим помощником, — предлагает Вячеслав Лебедев. — Радуйтесь ей так же, как вы радуетесь его первому шагу: пусть он неуклюжий, но это начало пути к красивой походке, а может быть и к новому мировому рекорду в беге. Радуйтесь, если ребенок сам заметит и исправит свою ошибку. Для этого ему нужно помочь ее отыскать самому, а не указывать на нее и уж тем более не ругать. Наконец, вспомните и расскажите свои детям о своих ошибках, неудачах и неуспехах и как, несмотря на них, вы смогли достичь того, что имеете в жизни».
Психолог, сотрудник факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, основатель Центра детской нейропсихологии и нейротерапии «Нейрофитнес»
Диетолог, психолог, генеральный директор «Клиники похудения Елены Морозовой»
Доктор психологических наук, автор книг