Даже те, кому повезло найти свое призвание и работу мечты, не защищены от каждодневных трудностей: конфликтов, недопонимания, высокой загрузки, усталости и рутины. Что уж говорить о тех, для кого трудовые обязанности — всего лишь источник денег и стресса.
Хочется исправить положение вещей, но непонятно, что можно сделать прямо сейчас, c чего начать?
Мы выбрали несколько проблемных карьерных ситуаций и обратились к специалистам. Возможные пути решения предлагают доктор психологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Ассоциации бизнес-психологов Тахир Базаров и психолог, бизнес-коуч и сооснователь Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования Наталья Миткевич.
1. ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
Ситуация
47-летняя Марина, мать троих взрослых детей, пережила развод и сейчас вынуждена искать работу. По своей профессии (инженер-технолог) до замужества она работала всего несколько лет, а потом воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. На свое резюме не получает откликов и не верит в свои силы. Что ей предпринять?
Решение
«Марина нуждается в „ресоциализации“, то есть ей предстоит заново обрести себя в обществе и адаптировать к новой ситуации накопленный жизненный опыт», — объясняет доктор психологических наук, специалист в области управления Тахир Базаров. Для этого ей сначала необходимо войти в профессиональное сообщество, установить связи, а затем — обзаводиться новыми трудовыми умениями и навыками.
«Лучший способ объединить обе эти задачи — пойти учиться, — уверен Тахир Базаров. — Я бы предложил Марине собрать детей, рассказать о ситуации, а затем вместе со старшими проанализировать все вакансии, где требуется специалист с инженерно-технологическим образованием.
Начать нужно с самой низовой должности с возможностью обучения без отрыва от производства
А параллельно найти курсы переподготовки, где обучают минимум 1 год, и — поступать. Я уверен, что при желании Марина сможет освоить даже навыки работы в цифровой среде. Я знаю много выпускников учебных центров солидного возраста, которые сумели за 2–3 года ресоциализироваться, причем в разных направлениях».
Необходимо с первых же занятий вовлекаться во все учебные проекты и стараться применять полученные знания, максимально знакомиться не только с преподавателями и консультантами, но и с одногруппниками. «Все свое окружение нужно воспринимать как одну большую школу, — подчеркивает Тахир Базаров. — И, безусловно, ставить перед собой большие цели. Тогда все получится». Такой путь помогает найти новую работу уже во время обучения (через практику и стажировки), а в дальнейшем, при высокой мотивации и заряженности на успех, и создать свой бизнес.
2. СТАТЬ ЛИДЕРОМ
Ситуация
22-летний Михаил сделал стремительную карьеру на IT-предприятии, у него в подчинении 25 человек, все старше него. Михаил чувствует себя неуверенным, неавторитетным и не решается настаивать на своем. Как избавиться от синдрома самозванца и управлять эффективнее?
Решение
Михаил переживает внутренний конфликт, предполагает психоаналитически ориентированный бизнес-коуч Наталья Миткевич: «Он точно способен решать сложные задачи, если в столь юном возрасте вышел на высокий карьерный уровень. Но при соприкосновении со „старшими“ он как будто проваливается в эмоциональную яму и чувствует себя как маленький мальчик, который должен что-то доказать тому, кто взрослее и авторитетнее, например отцу».
Возможно, в детстве Михаила были ситуации, когда взрослые не поддерживали его в проявлении инициативы, обесценивали. И теперь, будучи 22-летним мужчиной, он по-прежнему действует из позиции ребенка и чувствует себя бессильным, неспособным, недостойным.
В нем просыпается тот самый «самозванец», который блокирует дальнейшее развитие
«Решением будет выход в позицию „взрослого“ и понимание, что он уже не маленький мальчик, а перед ним не его отец, и сейчас уже не страшно быть самому на месте главного, — считает бизнес-коуч. — В системе действуют законы иерархии: те, кто пришел в компанию раньше, более авторитетны, но в управленческой иерархии Михаил, безусловно, старший. Присваивая себе свое лидерство и при этом общаясь со всеми уважительно, на равных, Михаил сможет выстроить правильные взаимоотношения».
Стоит добавить в работу и эмоциональный интеллект: распознавать и озвучивать свои чувства и чувства коллег, прояснять, что действительно волнует, говорить о своих потребностях, это добавит искренности и поможет снять многие острые моменты. «Лидер не тот, кто все знает и делает сам, — замечает Наталья Миткевич. — Лидер выстраивает работу команды, вдохновляет и позволяет другим развиваться». К такому руководителю приходит авторитет и доверие коллег.
3. ПРИНЯТЬ СВОЮ УЯЗВИМОСТЬ
Ситуация
У 37-летней Евгении хорошая должность и высокая зарплата, но невыносимые отношения с руководителем, который часто грубит, заставляет сидеть до ночи в офисе вместе с ним и по несколько раз переделывать работу: сначала требует одно, а потом кричит: «Я не так просил, ты не умеешь слушать!» Уволиться мешает ипотека. Как сохранить себя?
Решение
Ипотека делает многих из нас очень уязвимыми. И руководитель, и окружающие это чувствуют. «Такой человек чувствителен к малейшим негативным и даже нейтральным воздействиям, — объясняет Тахир Базаров. — Он постоянно испытывает высокую тревогу, которую окружающие могут воспринимать как сигнал к нападению. То есть ранимый и тревожный работник более подвержен агрессии со стороны других сотрудников и руководителя».
Евгении необходимо понять и признать свою уязвимость, и тогда она превратится в позитивное свойство ее личности. «Это как скрывать от кого-то свою тайну, а потом решиться и открыться, — предлагает сравнение Тахир Базаров, — каждый помнит чувство облегчения, которое тут же наступает. Признание ведет к обретению чувства достоинства и снижает страх потерять то немногое, что есть».
Евгении стоило бы инициировать открытый разговор с руководителем
Это может быть разговор о себе или рабочих процессах. Подходящим поводом окажется ситуация цейтнота, получение срочного заказа и необходимость работать сверхурочно.
«Когда мы честно делимся своими переживаниями, другие, как правило, проявляют искреннее сострадание и отзывчивость, — утверждает Тахир Базаров. — Конечно, для откровенного разговора необходима смелость, готовность действовать в ситуации с непредрешенным исходом. Не надо себя контролировать заранее и предсказывать результат (обычно такие предсказания ориентируются на негативный итог)». Результатом такого разговора станет определенность, которая принесет чувство освобождения и уверенности.
4. ПРОВЕРИТЬ УБЕЖДЕНИЯ
Ситуация
28-летняя Мария, PR-менеджер, любит свою работу, ей нравится коллектив, но зарплата невысокая, а руководство не считает возможным ее поднять. Как грамотно попросить прибавки, учитывая, что Мария готова взять на себя дополнительные обязанности?
Решение
«Так часто бывает: мы готовы идти на расширение, но упираемся в препятствие, которое не удается обойти, — подтверждает Наталья Миткевич. — Сначала я бы перепроверила истинную мотивацию Марии и посмотрела, не спрятались ли где-то в ее бессознательном убеждения, которые могут вызывать неуверенность и тормозить инициативу. Часто уже на этом этапе обнаруживаются ограничивающие установки: „я недостойна большего“ или „я боюсь, что за большие деньги я потеряю свободу и друзей среди коллег“».
Признает ли Мария свою потребность в профессиональном росте? Дает ли она себе внутреннее разрешение получить адекватное вознаграждение за свой вклад? Готова ли «присвоить» себе увеличивающийся объем финансов?
Если ответ на все эти вопросы «да», можно смело переходить к этапу переговоров
«Я бы рекомендовала Марии сделать акцент на своих преимуществах, — продолжает бизнес-коуч. — Необходимо подобрать максимум аргументов собственной ценности для компании: решение нестандартных задач, новые проекты, увеличение узнаваемости и лояльности бренду, рост прибыли и так далее. Возможно, она лучше других знает специфику компании и имеет налаженную коммуникацию с клиентами и партнерами. А затем надо дать понять, что ее требования соответствуют реалиям рынка (разумеется, проверив реальный уровень зарплат в отрасли)».
Заняв в переговорах открытую и твердую позицию, Мария покажет всю серьезность намерений. Если она все же получит отказ, а приоритет достойной зарплаты выше, чем потребность в конкретном коллективе, то стоит спросить себя: это точно единственное место, где я могу реализовать себя и найти то, чего я хочу? Не надо бояться рисковать, выбирая то, что нужно именно вам.
Доктор психологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Ассоциации бизнес-психологов
Психолог, бизнес-коуч и сооснователь Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования