Конфликт отцов и детей, который выражается в различии взглядов, ценностей и позиций, всегда был, есть и будет. Это значит, что нынешние молодые, скорее всего, столкнутся с теми же трудностями при взаимодействии с собственными детьми и внуками.
Тот, кто избегает контактов с другим поколением, на мой взгляд, поступает недальновидно: так он лишает себя шанса освоить особые навыки такого общения — оно требует вдвое больше эмпатии, усилий по поиску взаимопонимания, чем общение с человеком своего поколения.
Исследование
«Вместе с коллегами по психологическому факультету МГУ мы провели исследование (оно готовится к печати), в котором спрашивали участников старше 50 лет, о чем они больше всего жалеют в своей жизни. Один из самых частых ответов — недостаточное взаимодействие с уже ушедшими родственниками. Будь у них еще один шанс, они бы больше внимания уделили своим родителям, чаще бы с ними разговаривали и взаимодействовали», — рассказывает Александр Рикель.
Так что я бы предложил молодым представить:
не покажутся ли им однажды пустяковыми те черты характера или причуды родителей, которые сейчас так раздражают?
о каких упущенных возможностях они, вероятно, пожалеют в будущем?
и что в связи с этим они могли бы предпринять уже сегодня?
Упражнения
Вот два упражнения для развития навыка доброжелательной коммуникации со старшим поколением.
1. «Неудобный клиент»
Попробуйте представить своего стареющего отца или пожилую тетушку в виде неудобного клиента, капризного заказчика или трудного в общении руководителя, с которым вам неизбежно приходится иметь дело. Представили? А теперь подумайте:
какая тема для разговора может дать вам общие точки пересечения?
в каких вопросах вы найдете согласие?
какие увлечения или совместные занятия вас объединяют, сплачивают?
чему полезному вы могли бы их научить?
Это хорошая тренировка способности договариваться и находить общий язык.
2. «Адвокат дьявола»
Это упражнение будет полезно тем, кто привык до хрипоты спорить с близкими, отстаивая собственную позицию. Заслышав знакомые нравоучения и собираясь дать им отпор, попробуйте представить, что именно вы защищаете эту (противоположную вашей) точку зрения. И сейчас ваша задача — убедить оппонента в своей правоте.
Попробуйте сделать это искренне, подобрать убедительные аргументы и сделать это так, чтобы вам самим это понравилось. Это поможет вам развить эмпатию, умение ставить себя на место другого и лучше понять его позицию.
Социальный психолог, руководитель направлений «Межпоколенная коммуникация» и «Конфликтные ситуации» компании BusinessSpeech, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии