Представьте, что вы по любезному приглашению неизвестной особы приезжаете на тихий уединенный остров. Вместе с вами там оказываются несколько незнакомцев. И в сей таинственной обстановке громкий голос «с небес» публично озвучивает ваш самый постыдный проступок в жизни, а затем грозит страшным возмездием.
Вам предстоит с минуты на минуту закончить жизнь самым трагическим образом. Бежать некуда, вы загнаны в угол. Что вы испытаете — ужас? Злость? Отчаяние? Панику? Желание биться до конца? В таких обстоятельствах оказываются герои пьесы Агаты Кристи «И никого не стало».
Пьеса родилась из романа, известного в России, как «Десять негритят». В основу сюжета легла старинная считалочка о десяти маленьких негритятах, позднее переименованных автором в индейцев из соображений политкорректности. Оказавшись на спектакле, поставленном Владимиром Машковым, зрители могут присоединиться к страхам персонажей и вместе с тем — исследовать, вытащить из сумерек на яркий свет то, что пугает их самих. Довести ситуацию до абсурда, соотнести ее с реальностью и, в конечном счете, освободиться и успокоиться.
Мы расспросили режиссера и участников спектакля, с какими страхами встречаются их герои и они сами. И что помогает им эти страхи преодолевать.
От волнения до ужаса
Владимир Машков, режиссер
Страх в спектакле. Каждый персонаж нашего спектакля напуган, но проявляется это по-разному: одного страх парализует, у другого вызывает сопротивление, третий начинает защищаться или бросается в атаку. А кого-то охватывает такой сильный ужас, что он просто теряет сознание: выдерживать страх ему настолько невыносимо, что лучше уж сразу отключиться, не дожидаясь развязки. И вот я, как режиссер, впускаю в себя страхи всех героев сразу (и заодно актеров) — от волнения до паники.
Исследуя различные реакции и глубину поражения, вспоминаю и свои болевые точки, но это не столько страшно, сколько интересно.
Страх в жизни. У меня было однажды столкновение с самым главным страхом — страхом смерти. И справиться с ним помог мой персонаж. На съемках фильма «Край» Алексея Учителя (2010) мне надо было переплыть бурную реку Вуокса. Стоял октябрь, вода градусов восемь. Я в солдатской одежде должен был прыгнуть в воду и проплыть метров 20.
Я играл танкиста, который вернулся с фронта, мужественного, отважного человека. И вот я, под воздействием этого героического образа героически оттолкнулся, прыгнул и героически поплыл. Течение оказалось таким сильным, что меня понесло в сторону. Все силы ушли на сопротивление, а тут еще ремень с сапогами на шее...
У меня свело ноги, и я понял, что тону. С берега машут: возвращайся, снято! А у меня нет сил даже двинуться к берегу. Я выныриваю на мгновение, а крикнуть «помогите» не могу. Потому что ну не мог мой персонаж проявить такую слабость. Не в его это характере. Из последних сил я бросил каскадеру, который ждал на берегу с веревкой: «Слава, мне кранты!» Только слово там было пожестче. Такое суровое, сдержанное мужское прощание. Слава кинулся ко мне навстречу, бросил веревку, я чудом за нее ухватился. Вот так я прикрылся от своего личного позора образом бесстрашного героя, который с презрением относился к смерти.
Личный лайфхак. Могу подсказать, как преодолеть страх сцены, страх публичного выступления, который мне хорошо знаком с юности. Как бы тебя ни трясло перед выходом, надо сосредоточить внимание на первой, конкретной задаче, целиком сконцентрироваться на этом действии. Скажем, ты должен выйти — и перенести стул на другое место или разложить бумаги. Все. Просто выйди и сделай это. А дальше одно действие цепляется за другое. Ты увлекаешься, входишь в процесс, и паника отступает.
Страх беспомощности
Анна Чиповская, актриса
Страх в спектакле. Думаю, больше всего моя героиня Вера боится беспомощности. Это ужасное ощущение. Она фактически заперта на этом острове, бежать некуда, а главное, совершенно непонятно — от кого. Трагедия, случившаяся в ее жизни, продолжает ее преследовать: Вера была няней у мальчика, который во время купания по ее недосмотру заплыл за скалу и утонул. Это тоже играет огромную роль в ее состоянии. Не знаю, как я бы чувствовала себя на ее месте, способна ли была это пережить.
Страх в жизни. Я в детстве была очень смелой, вечно забиралась выше всех, сдирала ноги в кровь, прыгала в море с самых высоких скал. Потом что-то произошло, и я превратилась в трусиху, до сих пор кое-чего боюсь, и поверьте, это сильно мешает жить. Поэтому я страх исключила. Таков мой способ борьбы с ним.
Страх признаться себе, что виновен
Виталий Егоров, актер
Страх в спектакле. Мой герой, доктор Эдуард Армстронг, пьяным оперировал женщину, в результате она умерла. Он боится признаться себе, что виновен. Он не знает, не понимает, станет ли ему легче, если он признается. И потому боится. Мне же кажется, после признания человеку всегда становится легче: камень с души, гора с плеч…
Одно из маленьких «счастий» Армстронга, что он успел перед смертью все-таки признаться и освободился. Я думаю, что он ушел из жизни более счастливым, чем до приезда на остров индейцев.
Страх в жизни. Конечно, я использую свои страхи, когда играю на сцене. Хорошо знаю это ужасное ощущение — когда все иголочки в одной точке. Страшно бывает, когда то, к чему ты стремишься, на что надеешься, может пойти не так, как ты планируешь. Сейчас мой самый сильный страх касается детей. Очень хочется, чтобы все шло наилучшим образом, чтобы я был жив, здоров и мог им помочь.
Личный лайфхак. Страх — защитная реакция организма. Надо сначала понять, от чего он возникает. Чего ты боишься на самом деле? Организм устроен правильно. Если он защищается от чего-то — надо довериться. И просто принять это.
Панический страх разоблачения
Яна Сексте, актриса
Страх в спектакле. Моя героиня Этель боится, что все узнают о ее преступлении: ухаживая за больной пожилой женщиной, Этель не дала ей вовремя лекарство, и та умерла. Моя героиня убедила себя, что невиновна. Она же вроде ничего плохого не делала, не била, не душила подушкой. Просто не вызвала вовремя врача. Более того, совершила своего рода эвтаназию, облегчила женщине уход. Но все эти логические объяснения освобождения не приносят. А публичная огласка преступления вызывает у Этель настоящую паническую атаку, переходящую в истерику. Ей не позавидуешь.
Страх в жизни. Мне бурная реакция на испуг тоже свойственна. Я однажды чуть не сорвала репетицию, увидев резиновую змею. Сказать, что я боюсь змей — это ничего не сказать. Я боюсь шнурка, даже кусочка шланга, лежащего на земле. А тут змею — реквизит из другого спектакля — вытащили из банки с физраствором и повесили просушиться на пульте помрежа.
У меня очень плохое зрение. Но это не помешало мне увидеть именно то, чего боюсь. Напугалась так, что взлетела на метр над землей. Вслед за мной от неожиданности взлетел и Владимир Машков, который стоял рядом. Панический страх змей вынудил меня отказаться от роли Гали Четвертак в фильме «А зори здесь тихие».
По сюжету Галя должна кинуть ужа девчонкам в баню. Я тут же спросила у режиссера: «А как мы будем снимать эту сцену?» «Дадим тебе ужа, и ты его бросишь». Я говорю: «Нет, я не кину. Более того, если я буду знать, что где-то на площадке уж, я вообще не смогу играть». Продюсеры даже связались с московским зоопарком, там есть программа психологической подготовки по работе с пресмыкающимися. Но вскоре фильм заморозили, и мне так и не удалось избавиться от страха змей. Так я и осталась со своей фобией. Но по крайней мере, я знаю, что с ней можно работать.
Личный лайфхак: Во всем остальном, кроме змей, мой путь преодоления страхов такой: если я чего-то боюсь, то просто иду навстречу своему страху и делаю то, что нужно.
Страх неизвестности
Евгений Миллер, актер
Страх в спектакле. Мой герой — Филипп Ломбард, отставной офицер. Вообще, Ломбард ничего не боится. Ведь много лет война была его жизнью и профессией, он не раз бросался во все тяжкие и вызывал огонь на себя. Он бесстрашен. Но здесь, на острове, он сталкивается со страхом, который прежде не испытывал — со страхом непонимания происходящего. Можно воевать с врагом, которого знаешь. А здесь ничего непонятно. Кто всех убивает? Как? Откуда ждать беды? Сплошная мистика! Неизвестность невыносима.
Страх в жизни. Я сильно отличаюсь от Ломбарда. Он ничего не боится, а я-то боюсь очень многого. Переживаю за здоровье — свое и родителей, за то, что происходит вокруг. Я достаточно трусливый человек. А побороть эти страхи помогает работа. Она задает режим, ритм жизни. Когда сижу на месте, начинаю закисать, тут же новые страхи появляются — что никому не нужен, что ты профнепригоден.
Личный лайфхак. Работа и движение — это для меня главное спасение от тревоги.
Даты ближайших спектаклей: 20, 30 сентября; 6, 15, 23, 29 октября
Москва, Театр Олега Табакова, сцена на Сухаревской