культуролог, историк архитектуры, автор нескольких книг, среди них «Культура три. Как остановить маятник» (Книга по Требованию, 2014). Живет в Лос-Анджелесе (США).
Внутренний камертон

Героиня романа Габриэля Гарсия Маркеса «Любовь во время холеры» Фермина Даза узнает, что муж ей изменяет, и спрашивает его, что происходит. Муж, измученный чувством вины, рассказывает ей все. Фермина убита.

«Она надеялась, – пишет Маркес, – что он поведет себя как настоящий мужчина: будет все отрицать, поклянется собственной жизнью, что ничего не было, возмутится ложными слухами, произнесет проклятья в адрес общества, готового запятнать честь порядочного человека, и ни в чем не признается, даже если ему будут предъявлены улики».

Фермина – католичка, для нее авторитет мужа важнее правды. Человек протестантской культуры, наоборот, может быть, и простит измену, но никогда не простит ложь. Билл Клинтон был на грани политического краха не из-за своих сексуальных похождений, а потому что солгал о них под присягой, – и был до какой-то степени прощен, когда публично во всем признался. Не забуду выступление женщины-сенатора, требовавшей импичмента: «Моя пятилетняя внучка спросила: «Бабушка, ты едешь выбирать нового президента?» «Нет, внученька, – ответила я, – у нас уже есть президент». «Нету, – грустно сказала внучка, – он же соврал».

Для одних не существует понятия «святая ложь». для других – «святая правда». Чья позиция ближе к истине?

То, как человек воспринимает ложь, во многом зависит от его конфессионально-культурной принадлежности. Возможен, однако, и совсем другой подход. Математик Владимир Лефевр, живущий в США, опубликовал в 1982 году книгу под названием «Алгебра совести», где поделил всех людей на две группы: одни ведут себя по законам «первой» этической системы, другие – по законам «второй»*. В первой этической системе невозможен компромисс между хорошими целями и плохими средствами – иными словами, цель не оправдывает средства. Во второй – оправдывает, там ложка дегтя не испортит бочку меда. Для людей первой этической системы не бывает святой лжи. Для людей второй – не бывает святой правды.

Помогают ли подобного рода культурологические и математические теории принимать решение в сложных житейских ситуациях? Если я должен решить, сказать правду или солгать во спасение, поможет ли мне знание протестантской этики или алгебры совести? Если я хочу, чтобы мое решение было предельно рациональным, то поможет – я смогу взглянуть на свои бессознательные импульсы более или менее объективно.

Если же я хочу отбросить рациональные аргументы и просто прислушаться к своему внутреннему камертону, то скорее помешает. И мой жизненный опыт подсказывает: именно такие, иррациональные решения часто оказываются более верными.

* В. Лефевр «Алгебра совести». Когито-Центр, 2003.