Раннее детство
Даже в раннем возрасте ребенок способен испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.
Симптомы:
гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.
Что делать родителям
- Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых ему необходим (не только ночью, но и днем).
- Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
- Поддерживайте у ребенка чувство безопасности — это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте его, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
- Ребенка надо заранее готовить к грядущим переменам, например, к посещению детского сада и, тем более, ясельной группы.
- Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях — по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам — то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.
Младшие классы
Стресс в этот период — реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни.
Школа — это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.
Симптомы:
утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.
Что делать родителям
- Необходимо подстроиться под школьный режим — ложитесь спать и просыпайтесь в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
- Проследите, чтобы вечером ребенок принимал душ комфортной температуры (избегая излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
- Организуйте правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов — причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
- Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
- Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
- Обеспечьте ребенку регулярные физические нагрузки — они также помогают снять умственное перенапряжение, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание — выбирайте то, что больше нравится ребенку.
Об эксперте
Лусине Хачатрян — педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ имени М.И. Сеченова.