Переводчик мирового бестселлера Л. Первина и О. Джона «Психология личности».
С вашим ребенком не хотят дружить…

Сын или дочка приходят домой в слезах: «Со мной никто не хочет дружить…» Ваше сердце сжимается от жалости. Возможно, в этот момент вы вспоминаете о том, что и у вас в начальной школе не было друзей, да и теперь вам не всегда просто общаться с другими. Появляется страх, что ребенок повторяет вашу судьбу. Хочется защитить его чувства, оградить от негативных переживаний. И в ответ вы говорите: «Все пройдет, не расстраивайся»; «Тебе это только кажется, дорогой. Тут не из-за чего переживать». Или так: «Не хотят – и не надо. Зато у тебя есть папа, мама, бабушка и брат». Нам кажется, что подобные фразы успокаивают детей, но на самом деле они слышат совсем другое: «Не верь себе: у тебя нет причин расстраиваться (то есть чувствовать то, что ты чувствуешь на самом деле)». Чаще всего после таких «утешений» ребенок продолжает жаловаться либо, наоборот, замыкается в себе. Как же поступить в такой ситуации?

Спросите себя, что испытывает сейчас ребенок: горечь, обиду, боль? Скажите ему об этом – лучше всего в безличной форме: «Это больно и обидно, когда с тобой не хотят дружить». Многим родителям трудно признавать негативные переживания своего ребенка: они ранят, и мы словно защищаемся от них. Но постарайтесь, и результат вас удивит. Прежде всего такое признание для ребенка означает то, что он может доверять своим ощущениям, а в конечном счете – самому себе. Он будет знать, что в жизни есть вещи, из-за которых действительно стоит переживать. И что у него есть друг – по крайней мере один, который его понимает. Ему будет легче рассказать вам о том, что произошло на самом деле. Узнав детали, не нужно спешить вмешиваться в ситуацию. Дружеские отношения детей – тонкая материя. После доверительного разговора ребенок скорее всего сможет сделать выводы сам – и принять решение. Активные действия взрослого необходимы лишь в острой конфликтной ситуации, например когда коллектив не принимает ребенка, у которого есть явные физические недостатки. В этом случае необходимо найти для него другое окружение: школу, студию – словом, место, где дети живут в особой атмосфере – сотрудничества, общего дела, интереса друг к другу.