Мотивация — одна из самых необычных зверушек, живущих в зоопарке человеческой психики. Чем сильнее вы ее тащите из норки, где она сидит, тем глубже она прячется. Иногда, когда вы пытаетесь контролировать ситуацию, она вообще исчезает. Я представляю себе мамашу, которая носится по музею естественной истории, словно пытаясь передать интерес к гигантским динозаврам своим детям-подросткам, а те расхаживают по музею со скучающим видом, изредка фотографируя что-то на телефон.
Хотя мотивацию нельзя вызвать силой, некоторые факторы способствуют ее появлению, помогая детям прогрессировать от стадии отсутствия мотивации («не хочу, не буду») до стадии внешней мотивации («сделаю только потому, что меня заставляют»), затем до интроецированной мотивации («стыдно, что не делаю»), за которой следует интегрированная мотивация («понимаю, зачем мне это надо») и, наконец, истинная мотивация («мне нравится это делать»). Можно выделить три основных фактора, способствующих мотивации, — стремление к компетентности, потребность в связи с другими и личный выбор.
Стремление к компетентности
Это открытость и интерес к новому, поиск возможностей для обучения и получения новых навыков. Стремление к компетентности заметно уже у младенцев — они играют, учатся взаимодействовать с предметами вокруг себя и исследуют окружающий мир. Когда ребенок делает первые шаги, падает и снова встает — это стремление к компетентности. Мы все хотим быть компетентными, уметь хорошо что-то делать, и это желание не пропадает с возрастом, но нередко становится более узконаправленным — например, нам очень хочется достичь мастерства в футболе или макияже, а учеба нас не интересует. Присмотритесь к своему подростку — в какой сфере он хочет стать компетентным? Можно ли перенаправить его увлечение куда-то еще? Может, есть смысл поискать в Google информацию о химическом составе губной помады, если это поможет заинтересовать дочь наукой? Стоит помнить и о том, что, например, для 12-летнего может быть тяжело прочитать целую главу учебника. Можно разделить ее на подразделы, разбив одну большую цель на несколько маленьких. С каждым прочитанным подразделом компетентность будет понемногу расти.
Связь с другими
Речь о нашей глубинной потребности строить отношения и быть вместе с другими людьми. Как говорил один из основателей позитивной психологии Крис Петерсон (Chris Peterson): «Для нас важны другие». Чтобы удовлетворить эту потребность, нужно выстраивать надежные отношения и ощущать себя полноценным членом общества. Маленькие дети склонны выстраивать отношения с членами семьи, а вот подростки гораздо чаще тянутся к сверстникам. Это можно использовать и для повышения их мотивации: пригласите друга своего ребенка на семейный пикник, предложите группе его друзей вместе поработать над проектом или запишите вашего сына или дочь в кружок или на занятия, где их новые товарищи скорее всего будут «одобрять» какие-то виды деятельности, которые вашего ребенка раньше не интересовали. Мой 16-летний Эндрю каждую субботу занимается в театральном кружке. Последние года три музеи казались ему недостаточно «клевыми», но недавно он вдруг занялся своим культурным кругозором — просто потому, что девочка из этого кружка, которая ему нравится, интересуется искусством.
Личный выбор
Это значит, что мы действуем по собственному решению (а не из-за внешних факторов), а также согласуем свои действия с нашей системой ценностей. Личный выбор крайне важен для мотивации. Если мы вольны выбирать, что нам делать, нам проще ценить причины, по которым мы делаем этот выбор. Напротив, если мы делаем что-то не по своей воле, гораздо труднее выработать внутреннюю мотивацию. Поэтому дополнительные награды за достижения, для которых у человека должна быть собственная мотивация, на самом деле лишь ухудшают его результаты. Поэтому забудьте о том, чтобы обещать подростку новый смартфон за хорошую оценку на экзамене, и, как бы страшно это ни звучало, переложите на него ответственность за его жизнь. Когда они поймут, что это реальная ответственность («Я не буду выбирать за тебя, куда тебе поступать»), то, скорее всего, будут к ней готовы.
Результаты исследований показывают нам, что бывает, если не уделять внимание этим трем факторам. Обнаружилось, что дети контролирующих родителей меньше любят играть, чем дети родителей, развивающих в ребенке самостоятельность. Похоже, что родительский контроль портит ребенку удовольствие от самого естественного для него занятия. В итоге неудовлетворенность базовых потребностей (из-за холодных, контролирующих родителей) приводит к поиску внешних заменителей. К примеру, подростки, матерей которых оценивали как холодных и не заботливых, больше интересовались материальными потребностями (деньги и вещи) в качестве компенсации.
Кстати, мы можем многое узнать о том, как мотивировать подростков, из игры Angry Birds. Те особенности игр, благодаря которым ваше чадо часами сидит со смартфоном или перед игровой приставкой, можно использовать и для достижения успеха в учебе. Много небольших заданий, прогрессирующая сложность, постоянная обратная связь (рост компетентности), интересная история (личный выбор), возможность соревнования с друзьями (связь с другими) — вот вам и рецепт сильнейшей мотивации.