Безопасный стресс
Всякий ли стресс опасен? И всегда ли с ним стоит бороться? Современные ученые приходят к выводу, что стресс – как неспецифическая реакция организма на новизну – сам по себе является адаптивным механизмом, т.е. помогает приспособиться к новым условиям среды. Дмитрий Жуков идет еще дальше, делая акцент на том, что стресс является не только адаптивной реакцией, но и сопровождается массой положительных эмоций. Собственно, за ними, считает Жуков, мы и отправляемся в кино, театр, читаем новые книги, катаемся на аттракционах, одним словом, ищем новых ощущений. Кэлли Макгонигал (Kelly McGonigal), психолог из Стэнфордского университета, соглашается, что в стрессе заложены и положительные механизмы для нашей психики. В своей книге «Обратная сторона стресса» она пишет: «Понимание стресса как бесполезного пережитка наших животных инстинктов давно устарело. Современная наука говорит о том, что стресс на самом деле заставляет нас повышать свой «социальный интеллект» – в конечном счете, именно это и делает нас людьми». Речь здесь о том, что во время стресса вырабатывается окситоцин – гормон, провоцирующий чувство родства, близости и доверия к другому человеку, он способствует тому, чтобы человек обращался за помощью, искал социальных контактов и поддержки. Другими словами, в механизме стресса уже биологически заложена стратегия, как с ним справиться.
Когда стресса слишком много
Но опасения относительно стресса не так уж беспочвенны, иногда он действительно может оказывать на организм разрушительное воздействие. На языке биологов и этологов такой опасный стресс называется «неконтролируемым». Для его возникновения должны быть соблюдены три условия: мы не можем избежать стимула, который вызывает стресс, возможности нашего организма не позволяют с ним справиться или приспособиться к нему, и, главное, мы не можем предсказать появление этого стимула. Классический пример – сдача экзаменов. Хотя мы знаем заранее, когда будет экзамен, и знаем программу вопросов, мы никогда не можем знать, какой конкретно билет нам достанется и как будет вести себя экзаменатор, сможем ли мы его впечатлить своим ответом.
Неконтролируемый стресс, особенно если он повторяется регулярно, может приводить к патологическим изменениям нашего здоровья и поведения, которые принято называть «выученной беспомощностью». Это состояние является прообразом депрессии у животных, оно вырабатывается в том случае, если животное поставлено в условия априори нерешаемой задачи, т.е. когда от его действий не зависит исход ситуации. Учеными было выяснено, что если животное не может уловить связь между собственным поведением и изменениями во внешней среде (например, независимо от того, находит ли крыса выход из лабиринта, она все равно может подвергнуться удару током), оно замыкается, отказывается от еды, становится пассивным – проявляет все симптомы, характерные для депрессивного состояния. Схожая ситуация может наблюдаться и у человека, изо дня в день подвергающегося унижению со стороны начальника, или у непоседливого ученика, которого пытаются проучить за его поведение очередной двойкой.
Стресс подавляет волю
Феномен неконтролируемого стресса набирает популярность среди исследователей и становится предметом для пристального изучения. Это и понятно: в условиях нашей жизни сложно найти человека, который хотя бы однажды с ним не сталкивался. Но есть у этого феномена обратная, очень интересная сторона. Оказывается, люди не только постоянно испытывают неконтролируемый стресс, но и сами регулярно подвергают ему других. В руках человека, хотя бы минимально наделенного властью, неконтролируемый стресс становится инструментом для манипулирования. «Мы можем наблюдать это на всех уровнях, – считает Дмитрий Жуков, – подавив волю, мы получаем более управляемого человека. Например, учителя подавляют активность учеников, что вызывает у детей состояние, близкое к депрессии. Или можно увидеть массу примеров, когда такое неконтролируемое состояние вырабатывается государством или даже семьей». Ярким примером может послужить феномен гиперконтроля, когда родитель стремится все делать за ребенка: одевает, обувает, кормит его, выбирает, на какие курсы записать, и строго контролирует распорядок дня. Подобное поведение может быть оправдано с маленькими детьми, но совершенно недопустимо в более старшем возрасте, потому что таким образом родители лишают подростка возможности контролировать ситуацию. Отсюда, считает Жуков, проистекают многие неадекватные формы поведения у детей и подростков. «Совершение подростками хулиганств и преступлений происходит по одной простой причине: тем самым они пытаются субъективизировать контроль ситуации. Ребенок, может быть, и рад бы учиться хорошо, посещать кружки, но он этого не делает, потому что это будет решением родителей. Единственная возможность проявить собственную волю для него заключается в том, чтобы заниматься тем, чего родители явно не одобрят».
Смещенная активность
Что же происходит с нами, когда мы сталкиваемся с незнакомой стрессовой ситуацией? На поведенческом уровне мы вынуждены искать новые стратегии действия, поскольку привычные не справляются с возникшими условиями. В этологии этот механизм называется «cмещенной активностью». На первый взгляд он может показаться совершенно бестолковым, поскольку подразумевает использование активности, неадекватной той потребности, которая оказалась ущемлена. Например, человек, получив трагическое известие, может начать мыть посуду или убираться – делать нечто несуразное. На самом деле такое поведение на бессознательном уровне позволяет человеку справляться с отчаянием и чувствовать контроль над ситуацией. Он не может повлиять на трагические известия, но может заняться чем-то простым и бытовым.
Часто смещенная активность проявляется как бы сама собой, автоматически. Но на самом деле форму смещенного поведения мы вольны выбирать самостоятельно, если приложим к этому некоторое усилие. С этой точки зрения у нас появляется возможность совершенно с новой стороны взглянуть на заикание, переедание, навязчивости – на целый ряд симптомов, характерных для стрессорных ситуаций. И главное, наконец совладать с ними, сместив свою активность в другую, более полезную сторону.
Делать все, что не запрещено
Все специалисты сходятся в том, что предупредить неконтролируемый стресс гораздо проще, чем справляться с его последствиями. Например, главным стратегическим методом защиты от неконтролируемого стресса, по мнению Жукова, является… образование! При этом важны не знания как таковые. Главное, что дает высшая школа, – умение учиться. Именно оно и способно повысить адаптационные возможности человека творчески приспосабливаться к стрессовым ситуациям.Еще один способ, предлагаемый биологом, на первый взгляд может показаться весьма неожиданным – стать донором крови. Все дело в том, что при незначительной потере крови в организме вырабатываются эндорфины, гормоны, отвечающие за хорошее настроение, действие которых помогает справиться с ежедневным стрессом.
Также очень важно в ситуации неконтролируемого стресса, когда наши возможности ограничиваются объективными обстоятельствами, находить то, что мы можем все-таки сделать. Дмитрий Жуков называет этот метод противодействия неконтролируемости – «делать все, что не запрещено в данной ситуации». У этого метода есть своя история и подтверждение такими именитыми психологами, как Виктор Франкл и Бруно Беттельхейм, которые во время второй мировой войны провели разное время в концентрационных лагерях. И хотя они придерживаются разных парадигм: Франкл – экзистенциальной, Беттельхейм – психоаналитической, – оба соглашаются с тем, что выживали в тех условиях люди, которые могли находить пространство для своего волеизъявления или, возвращаясь к языку биологов, те, кто мог находить способ допустимой «смещенной активности».
Как эти знания могут пригодиться в нашей повседневной жизни?
•Во-первых, взаимодействуя со стрессом, важно работать «на опережение». Лучшим способом для этого будет внимательное отношение к своим детям. Загнанные в рамки школьной системы, дети испытывают колоссальное давление, и задача семьи – его минимизировать, но никак не усугублять. Для этого, например, с целью поддержания воли очень важно позволять детям выбирать свои хобби и увлечения, даже если вам они кажутся абсолютно бесполезными и бестолковыми для их будущего. Помните, что самое главное, чтобы это позволило ребенку справляться со стрессом и чувствовать себя автором своей жизни уже сегодня. Пусть ребенок не станет мастером спорта, а пойдет в кружок вышивания, зато он научится главному – принимать решения, нести за них ответственность и распоряжаться собственной свободой. А это, в свою очередь, отличный иммунитет от стресса.
•Во-вторых, стоит внимательнее относиться и к своей жизни. Главная опасность неконтролируемого стресса состоит в том, что он прокрадывается в нашу жизнь подчас незаметно, захватывая все больше пространства с каждым днем, месяцем, годом. И мы уже не замечаем, как привыкаем терпеть прихоти начальников, самодурство чиновников, принимающих законы о нашей жизни, смиряемся с многокилометровыми пробками и потерянным временем. Оборотной стороной являются нарастающие раздражение, усталость и апатия. Чтобы их избежать, важно разучиться терпеть. Если вас где-то ущемляют – это хороший повод дать отпор обидчикам, а заодно и стрессу. Кроме того, в ситуациях, на которые мы действительно никак не можем повлиять, могут пригодиться и очень простые рекомендации. Например, Дмитрий Жуков советует: «Если вы едете в метро или стоите в пробке, сочиняйте стихи, решайте математические задачки, переводите анекдоты на английский язык – придумайте, чем вы можете заняться, и тогда тягостная ситуация ожидания будет переноситься гораздо легче». Включите свою фантазию, и вы обязательно сможете придумать, как противостоять неконтролируемому стрессу и во многих других ситуациях.