10 цитат Эмира Кустурицы, которые подарят вдохновение и разбудят в вас творца
Фото

Геннадий Авраменко

Творческий путь Эмира Кустурицы — это постепенное движение от остросоциального реализма к фантасмагории и гротеску. Первые полнометражные картины, снятые режиссером в 1980-е гг., затрагивали вопросы, беспокоившие многих югославов: сделки с совестью, похищения детей. Вершиной этого периода его творчества можно назвать фильм «Время цыган» (1988) — сагу о цыганском мальчишке Перхане, который ставит свою жизнь на кон ради благополучия семьи.

Но даже в этом фильме были элементы магического реализма, который расцвел в творчестве режиссера в 2000-е гг. После краткого и неудачного с точки зрения кассовых сборов опыта в Голливуде («Аризонская мечта», 1993) Кустурица вернулся в Европу, где снял несколько картин, рефлексирующих на тему войны в Югославии («Андеграунд», 1995; «Жизнь как чудо», 2004).

В них он переплетает трагическое, комическое и фантазийное — и запоминается российским зрителям настолько, что группа «Братья Грим» посвящает ему самый популярный свой хит

В фильмах «Завет» (2007) и «По млечному пути» (2016) социальный аспект уступает место гротеску и наслоению метафор — однако режиссер не утратил умение достучаться до людских сердец, и даже порой чрезмерная «странность» поздних картин не мешает им быть трогательными. В конце концов, именно чудаковатость персонажей и сюжета «Черной кошки, белого кота» (1998) в свое время пленила российских зрителей, так что режиссер стал частым гостем нашей страны.

1/8

Кадр из фильма «По млечному пути»

Фото:

Кинопоиск

Сейчас Эмир Кустурица снимает кино в России. Это будет история о том, как «князь Мышкин превращается в Раскольникова», и носить она будет название «Инженер легких прогулок» (оно связано с экстравагантным хобби главного героя — сопровождать других людей в прогулках). Как отметил Кустурица на кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, фильм должен выйти на экраны к концу 2025 года.

Приводим наиболее интересные цитаты с мастер-класса, который провел режиссер на фестивале.

Цитаты

«В своем будущем фильме об „инженере легких прогулок“ я расскажу о человеке, который спасает других от одиночества и просто ходит с ними за компанию на футбол, в театр, куда угодно. Просто потому что он — хороший человек. Проблемы, конечно, у хорошего человека начинаются, когда он влюбляется».

«К сожалению, современная кинематография базируется на проектах, а не на авторах. Подлинные авторы живут в полуизоляции небольших фестивалей — это такой безопасный дом, где происходит самое интересное».

<p>Эмир Кустурица</p>

«Когда я закончил работу над фильмом «Папа в командировке», у меня буквально закончился серотонин. Я впал в реактивную депрессию и вынужден был обратиться к доктору — записался к знаменитому психиатру в Сараево.

Сажусь, рассказываю: я опустошен, потому что делаю фильм о сложном историческом периоде, о трагедии одной семьи времен титоизма. Настает пауза, секунд 10–15, доктор глядит на меня — и начинает плакать. Я, депрессивный, сижу напротив известного психиатра, который рыдает. Оказывается, он провел 8 лет в лагерях, и на какое-то время он, можно сказать, стал моим пациентом».

«В России есть гений, который создал книги для всех возрастов, превратив свой опыт в сильный реализм. Это Пушкин. Я читал множество книг, но если вы спросите, какая была первой, сведшей меня с ума, то это „Евгений Онегин“».

«Толстой пишет о правильных людях, о людях из аристократической сферы. А Достоевский спускается в подполье, в маргинальное пространство, где живут люди, не имеющие в обществе веса. И там, в подполье, он создает подлинное искусство».

«Мой фильм „Аризонская мечта“ стал коммерческим провалом, и съемки в какой-то момент даже останавливались. Но я рад, что закончил проект по настоянию Джонни Деппа: я не поддался на давление продюсера и снял свое, авторское кино. Во время съемок я понял, что должен следовать своим инстинктам».

<p>Эмир Кустурица</p>

«Все мои фильмы рождались где-то между спонтанностью и планированием, и источники вдохновения были разными: для первой моей работы — картина „Амаркорд“ Федерико Феллини, для второй — политическая история страны, для третьей — газетные заголовки о торговле детьми».

«Мой отец жил в иллюзии, что к 2000 году по всему миру наступит коммунизм. Я думаю, в современной России предостаточно таких мужчин: они смотрят куда-то на звезды, далеко в будущее, рассуждают о больших темах — но на самом деле живут в том патриархальном мире, где они не в состоянии даже разогреть себе чай. В фильме „Помнишь ли ты Долли Белл?“ я поместил веру и взгляды моего отца в иронический контекст: он был совсем не одинок».