1. «Однажды мы расскажем друг другу все» (2023)
Режиссер: Эмили Атеф
Лето 1990 года. Германия изнемогает от жары. 18-летняя Мария (Марлен Буров) живет на ферме родителей своего парня, читает «Братьев Карамазовых» (название фильма — цитата из книги Достоевского), катается на велосипеде по выгоревшим на солнце лугам и думает о смысле жизни. Однажды она знакомится с фермером вдвое старше нее, но разница в возрасте не препятствует разжиганию страсти, пожирающей все на своем пути.
«Однажды мы расскажем друг другу все» — экранизация одноименного романа-бестселлера Даниэлы Крин. Писательница также выступила соавтором сценария, поэтому чувственность, которой пронизана книга, стала основой и этого нежного фильма. Кстати, откровенные постельные сцены, поставленные под чутким руководством интимного координатора Сары Ли, в точности воплотили описанное в романе.
2. «Молода и прекрасна» (2013)
Режиссер: Франсуа Озон
Юная Изабель (Марина Вакт) проводит дни в отелях в компании возрастных мужчин. Деньги девушку не особенно интересуют — ей гораздо важнее посредством «продажной любви» найти собственное «я». О тайном мире, который кажется Изабель сплошным удовольствием, ее близкие даже не подозревают: умная и тонкая девушка не похожа на ту, что станет отдаваться похоти. Но в какой-то момент все идет наперекосяк: погибает постоянный клиент Изабель.
Изящество, меланхолия, искренность — с одной стороны, Франсуа Озон чрезвычайно верен себе. С другой — снова снимает абсолютно новаторское кино с ноткой ностальгии и вуайеризма. Похождения раскрепощенной парижанки — это метафора одиноких сердец, пытающихся освободить разум от телесного бремени. Теплая интимность, подкупающая неловкость, отсутствие морализма — такое кино умеют делать только французы.
3. «Она» (2016)
Режиссер: Пол Верховен
Парижанка Мишель (Изабель Юппер) днем владеет крупной компанией по разработке видеоигр, а вечером крутит роман с мужем подруги. Привычное расписание рушится, когда в дом женщины врывается неизвестный. Вопреки логике, после случившегося Мишель не обращается в полицию. Напротив, она испытывает противоестественное влечение к насильнику и тем самым бросает вызов социуму, полагаясь исключительно на свои желания. Рассуждать о норме и морали отныне ни к чему.
Экзистенциальная провокация мастера эротических триллеров ознаменовала эффектное возвращение Пола Верховена в большое кино. В картине «Она» автор культового секс-манифеста «Основной инстинкт» продолжил исследовать любовь, эрос и смерть, попутно нарушая культурные табу. Премьеру психологической драмы в Каннах приняли тепло, а в США «Она» ворвалась более триумфально — там картину наградили двумя «Золотыми глобусами» и номинировали на «Оскар».
4. «Ускользающая красота» (1995)
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Переживая самоубийство матери, очаровательная юная американка Люси (Лив Тайлер) уезжает в Тоскану, чтобы сменить обстановку. Впереди — целое лето в компании близких друзей, сопровождающееся стремлением разгадать тайну дневниковой записи матери, поиском отца и обнаружением ускользающего момента — того, когда настоящее мгновение на глазах становится прошлым. Потеря невинности прилагается.
В итальянских приключениях открыточной девушки в открыточной местности Бернардо Бертолуччи воссоздает то, через что прошла каждая женщина: недомолвки, утраты, сомнения, неловкости, полувыдуманные воспоминания… Момент, когда героиня обретает самоуверенность, но теряет девственность — и есть та самая «ускользающая красота». Миг, который никогда больше не повторится. Миг познания себя.
5. «Лолита» (1997)
Режиссер: Эдриан Лайн
Преподаватель французской литературы Гумберт (Джереми Айронс) переезжает из Европы в Новую Англию. Уверенный в себе, остроумный и образованный мужчина привлекает женщин везде, куда бы ни направился, но в мыслях он все еще верен своей первой любви. 12-летняя Лолита напоминает ему об утраченной юности, и Гумберт буквально видит в девочке любовницу, при этом ни он, ни Лолита не считают произошедшее совращением.
Экранизация одноименного скандального романа Владимира Набокова с Джереми Айронсом провалилась в прокате: версию ключевого мастера эротических драм Эдриана Лайна не приняли, испугавшись возможного всплеска педофилии, и ценз R (лица до 17 лет допускаются на сеанс в сопровождении взрослых) похоронил фильм. С годами стало ясно, что «Лолитой» вдохновляются кинематографисты со всего мира — в итоге картина заслужила статус культовой.