Заниматься любовью и… искусством: истории художников, которые творили в паре
Художники Фрида Кало и Диего Ривера

Фрида Кало и Диего Ривера

Отношения Диего Ривера и Фриды Кало напоминали американские горки. Любовь на фоне бесконечных измен, творчество на грани мазохизма, одержимость друг другом и живопись. Случись их любовь в наши дни, Диего назвали бы абьюзером, а Фриде присвоили бы статус нарциссической жертвы. Когда они поженились, Диего Ривере было 43 года. Брак с 22-летней Фридой был для него третьим по счету.

В детстве художница переболела полиомиелитом, из-за чего всю жизнь хромала, а в 18 лет попала в аварию и год провела, не вставая с постели. С этого вынужденного затворничества и началось ее увлечение живописью. Любимая тема — автопортрет, средство передачи одиночества и боли. 

Диего же предпочитал яркие реалистичные пейзажи, кубистические портреты простых людей и картины на околорелигиозные темы. Когда они стали жить вместе с Фридой, фигуры друг друга кочевали из одной картины в другую. В то время, когда Фрида писала свадебный портрет, на котором огромный, как дом, Диего держит за руку миниатюрную Фриду, муж изменял ей с одной из натурщиц. Это была первая, но не последняя измена, в череде которых у Диего родилось два ребенка, в то время как Фрида пережила три выкидыша.

Она долгое время прощала ему все, пока в 1934 году Диего не изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной. Художники развелись, но продолжали писать портреты друг друга. «Диего = мой муж. Диего = мой друг. Диего = моя мать. Диего = мой отец. Диего = мой сын. Диего = я. Диего = Вселенная», — писала Фрида в своем дневнике, и в этой фразе вся суть этого странного союза.

1/4

Фрида Кало. Фрагмент картины «Сломанная колонна», 1944

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова

Лучизм как направление живописи предлагает сконцентрироваться на отождествлении солнечных лучей с предметом, от которого они отражаются. Наталья Гончарова, на ощупь исследуя разные методы, выбрала лучизм за его праздничность. В расписных театральных кулисах и афишах, костюмах танцовщиц балета и предметах декора — повсюду художница играла с отражением света и цвета.

В отличие от своего мужа, который призывал браться за абсурдное, чтобы сделать великое, и был одним из первых в истории художником-авангардистом. Равновеликие по таланту муж и жена прожили вместе всю жизнь, познакомившись в ранней юности. Гончарова принадлежала к известному дворянскому роду: ее дед был племянником Натальи Гончаровой, жены Пушкина. Ларионов — выходцем из разночинцев, сыном военного фельдшера.

В 1915 году Ларионов и Гончарова покинули Россию. Переехав в Швейцарию вместе с труппой Сергея Дягилева, они работали над спектаклями «Русских балетов Дягилева», а после осели в Париже. Богемная жизнь и общение с известными художниками определили их дальнейшую судьбу. В Россию они больше не вернулись. Ларио­нов стал президентом «Союза русских ху­дожников» во Франции, а Гончарова иллюстрировала книги и писала лучистые картины.

Художники во всем поддерживали друг друга, и даже к любовнице Ларионова, которая практически была его гражданской женой, Гончарова не имела претензий. Они втроем ездили в отпуск и ходили в гости.

Когда в 1962 году Наталья Гончарова умерла, Ларионов женился на второй возлюбленной. Через три года художник умер сам, и всем наследием пары Ларионов-Гончарова завладела его вдова. Именно она передала огромный архив работ в Третьяковскую галерею. 

1/4

Наталья Гончарова «Хоровод», 1910

Марина Абрамович и Улай

Улай и Марина родились в один день, 30 ноября, с разницей в три года. Он был сыном нацистского солдата, к пятнадцати годам осиротел и сам заботился о себе. Она выросла в авторитарной Юго­славии в драматичной обстановке вечно ссорящихся родителей. Рано вышла замуж, только чтобы уйти из дома, но брак длился недолго, пока 30 ноября 1975 года Марина и Улай не познакомилась. Химия была мгновенной. После первой встречи они отправились в его номер, откуда не выходили десять дней.

«Некоторые пары, начиная жить вместе, планируют, какие купить кастрюли. Мы с Улаем планировали, какое будем вместе делать искусство», — написала Марина Абрамович в книге «Пройти сквозь стены».

Абрамович и Улай занимались искусством в течение двенадцати кочевых лет. Один из них они провели, живя с аборигенами в пустыне Центральной Австралии. Еще несколько лет в черном фургоне Citroën, на котором художники ездили по странам, предаваясь любви и творчеству. Такая тесная близость повлияла на перформансы тех лет.

На одном из них, «Отношения в пространстве», обнаженные Марина и Улай несколько часов бежали навстречу друг другу и сталкивались, падали, бежали снова. Звуки ударов их тел наполняли зал энергией. В перформансе «Энергия покоя» художники стояли друг напротив друга, Марина держала в руках лук, а Улай — тетиву со стрелой, нацеленной в ее сердце. При потере равновесия стрела могла попасть прямо в художницу. 

30 марта 1988 года они дали свое последнее выступление. Марина начала обход Великой Китайской стены с востока, где она поднимается в горы, а Улай отправился с запада, где она заканчивается в пустыне. Через три месяца и тысячи километров они встретились на полпути, чтобы расстаться. К тому моменту Марина узнала о том, что Улай изменял ей почти все годы их отношений, что у него есть ребенок от другой женщины, и он подал судебный иск в надежде получить от Марины компенсацию за совместные работы.

1/3

Перформанс «Энергия покоя», 1980

Виллем и Элен де Кунинг

Элен училась в художественной академии и создавала абстрактные полотна. Независимая и уверенная в своих правах, она выпускала из рук сигарету, только чтобы взять кисть. Беженец из Нидерландов, Виллем де Кунинг устроился преподавать в академию и увидел будущую жену на одном из своих занятий. С тех пор они сходились и расходились всю жизнь: пьянство и измены, соперничество и амбиции, в попытке переосмыслить само понятие брака.

Сразу после свадьбы, уверенная в таланте мужа, Элен стала помогать ему реализовать свой потенциал. И делала это с помощью других мужчин — длинный список ухажеров Элен включал тех, кто помогли карьере ее мужа. Критики и кураторы, искусствоведы и бизнесмены. При этом она занималась и своей карьерой тоже и, несмотря на отсутствие финансового успеха, входила в круг богемного американского общества.

Первая совместная выставка Элен и Виллема состоялась в 1949 года и называлась «Художники: муж и жена». Большую часть ее картин составляли автопортреты, которые на контрасте с абстрактными работами Виллема смотрелись реалистично. 

В то время как Виллем работал в своей студии с коллегами-экспрессионистами, жена уезжала в длительные поездки за поиском вдохновения с постоянно меняющимися любовниками. Пара расходилась, но ненадолго, пока в конце 1950-х годов они не развелись, чтобы спустя 25 лет снова начать жить вместе. Элен получила должность преподавателя, как когда-то ее муж, художники купили дом на Лонг-Айленде и вместе работали. В 1989 году она умерла после операции по удалению одного из легких. Виллем де Кунинг, к этому времени страдавший тяжелой формой слабоумия, не был проинформирован о смерти своей жены.

1/4

Элен де Кунинг «Автопортрет», 1946