Майки Мэдисон с наградой за лучшую женскую роль
Фильм «Анора» режиссера Шона Бейкера уже без малого год собирает награды по всему миру: Каннский кинофестиваль, «Золотой глобус», BAFTA, «Сезар» — ни с одной крупной церемонии он не уходит без статуэток. История о фиктивном браке между русским сыном олигарха и стриптизершей представляет собой современную вариацию на тему «Красотки» или, если хотите, архетипической «Золушки». Тот, кому удается в своем произведении реально по-новому взглянуть на архетип, не остается незамеченным.
О сюжете фильма мы уже писали подробно в статье «7 фильмов и мини-сериалов, без которых нельзя представить 2024 год».
На церемонии «Оскар», прошедшей в ночь со 2 на 3 марта, «Анора» получила 5 статуэток:
Лучший монтаж
Лучший оригинальный сценарий
Лучшая актриса (Майки Мэдисон)
Лучший режиссер (Шон Бейкер)
Лучший фильм
Без награды остался Юра Борисов, ставший первым российским претендентом на актерский «Оскар» в истории. Поддержка на родине у артиста была исключительной — в 2025 году в нашей стране об «Оскаре» говорили так много, как не говорили со времен как минимум награды Леонардо ДиКаприо (2016), другого «русского народного».
Юра Борисов уступил «лучшую мужскую роль второго плана» Кирану Калкину, звезде картины «Настоящая боль», и это было предсказуемо: дело не только в том, что «Настоящая боль» исследует очевидно выигрышную тему Холокоста, но и в том, что роль Калкина банально занимает намного больше экранного времени. В свое время Энтони Хопкинс выиграл «Оскар» за лучшую мужскую роль в «Молчании ягнят», не проведя и 20 минут на экране, — у Калкина, чтобы показать себя, был фактически весь хронометраж, и это только «роль второго плана».
Режиссер Шон Бейкер с одной из пяти наград, выигранных «Анорой»
Что же сделало «Анору» такой популярной и любимой критиками и киноакадемиками?
Во-первых, фильм Шона Бейкера развивает классический архетип и «подсвечивает» новый его оттенок. «Золушка» в XXI веке лишь на краткий миг соприкасается с богатством и счастьем, но в финале приобретает не титул принцессы, а нечто более ценное — знание о других и о себе. Как Анора (Майки Мэдисон) распорядится тем прозрением, что принесло ей знакомство с Иваном (Марк Эйдельштейн), остается за кадром. Но мы, зрители, очень за нее болеем.
Во-вторых, «Анора» затрагивает острую социальную тему — будни секс-работниц и обстоятельства, вынуждающие их выбирать такой способ заработка. Кажется, в 2020-е гг. и дня не проходит без новостей о том, что какая-нибудь девушка заработала миллионы долларов на OnlyFans или бросила «классическую» работу и ушла в порноиндустрию.
Секс-индустрия выглядит местом, где в эпоху соцсетей есть легкие деньги, где для «монетизации» не надо обладать почти ничем, разве что красотой — однако, ясное дело, все устроено намного сложнее. И «Анора» демонстрирует эту сложность: фильм не приукрашивает жизнь стриптизерши, а показывает, что за этой ширмой есть что-то подлинное, есть, простите мой каламбур, настоящая боль. На что и намекает финальная сцена с участием Юры Борисова.
В-третьих — и об это поранились многие зрители, ожидавшие веселого действа в течение двух часов, — оскароносная картина глубоко трагикомична. Режиссер ловко, в том числе с помощью отмеченного киноакадемиками монтажа, манипулирует зрителем: он то убеждает нас в Анорином и Ивановом счастье, бросая в вихрь ярких гламурных сцен, то резко спускает с небес на землю, меняя тональность с мелодраматичной на «черно-комедийную».
Авторам фильма удается постоянно выдерживать и этот баланс между радостью и болью, и достаточно высокий темп, чтобы каждый момент передышки выглядит особенно важным — именно там, в этих моментах передышки, и покоится главное послание «Аноры». Паузы почти всегда связаны с ролью Юры Борисова, обаятельного гопника, так похожего на саму Анору: неудивительно, что даже имея небольшое экранное время, актер обратил на себя внимание. Без его персонажа это могла бы быть просто «вторая „Красотка“».
Многие критики и зрители были уверены, что «Оскар» за лучшую женскую роль достанется Деми Мур, блистательно сыгравшей вышедшую из фавора возрастную звезду в фильме «Субстанция». Иронично, что в итоге статуэтка досталась Майки Мэдисон, годящейся Деми в дочери. О том, почему роль Мур тоже заслуживала награды, наша эксперт Юлия Новоселова рассказала в статье «Субстанция Деми: просто роль или отражение личной боли?».
Как вам фильм «Анора»?
- Хорошее кино, очень понравилось%
- Средне, разок можно посмотреть%
- Не понимаю хайпа, так себе фильм%
- Еще не смотрел(а)%