Основатель онлайн-школы национальных ремесел, блогер, фольклорист.
«Вьюги, метели под февраль полетели»: приметы и традиции последнего месяца зимы

Остаться в живых

На Руси февраль (он же «сечень», «снежень» и «бокогрей») называли «лютым» — за крепкие морозы и ветры. «Вьюги, метели под февраль полетели», — говорили в народе. Называли этот месяц и свадебным: зимние свадьбы было принято праздновать в период от Крещения до Масленицы.

Несмотря на обилие праздников, февраль в народе относили к самым тяжелым месяцам, особенно в високосные годы. У малороссов, например, наиболее горькими считались февральские пятницы. В эти дни мужчинам запрещалось работать в поле, а женщинам прясть — все берегли и силы, и припасы, которые подходили к концу.

На Власьев день, «коровий праздник», для домашнего скота пекли особый ржаной хлеб, освящали его крещенской водой и скармливали животным, чтобы те были здоровы. Главной задачей в феврале было его пережить. «Пришел батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос!» — говорили в селах.

Шабаш против смерти

В начале февраля, после Сретения, пробегала по селам Коровья Смерть, или падеж скота. Такое нередко случалось под конец зимы. В народе ее представляли безобразной старухой, у которой были «руки с граблями». Считалось, что сама она в село не сама приходит, а завозят ее проезжие люди.

Вычислить ведьму, которая тоже могла стать причиной болезней животных, в деревнях пытались, заставляя женщин прыгать через огонь. Отказалась прыгать — ведьма и есть.

Однако главным способом борьбы с напастью был обряд «опахивания», особенно распространенный в Поволжье. С вечера «старуха-повещалка» обегала все дворы и созывала баб на дело (в обряде могли участвовать только женщины). Мужчинам наказывалось сидеть по избам, иначе беда. Скотину запирали в хлевах, собак сажали на привязь.

«Вьюги, метели под февраль полетели»: приметы и традиции последнего месяца зимы

Действо начиналось в полночь. Повещалка в рубахе, надетой поверх теплой одежды, выходила к околице и колотила в сковороду. Женщины, тоже в рубахах и с распущенными волосами, собирались вокруг нее с «оружием» в руках: ухватами, печными заслонками, чугунами, кочергами, косами и серпами. Кто верхом на помеле, кто с дубинкой.

Повещалку запрягали в соху. С зажженными пучками лучины, производя страшный шум и распевая обрядовые песни, женщины три раза огибали деревню. Если на пути процессии попадалась собака или кошка, то их вполне могли избить и даже растерзать: участницы обряда верили, что в облике встреченных ими существ (даже мужчин) могла прятаться сама Коровья Смерть.

Этнографы отмечали: «Бабы доходят до остервенения и бросаются на все, что попадается на пути, а случайных прохожих избивают до полусмерти». Посмотреть со стороны — настоящий шабаш, но по существу — мощный ритуал, который помогал людям сообща проживать горе.

COVID-19: ритуалы помогут?

Реальной наши предки представляли Коровью Смерть или нет, но этот ритуал психологически помогал им настроиться на лучший исход и пережить тяжелые времена сообща.

Сам сценарий обряда был составлен мудро. Первым делом было необходимо обнаружить то воплощение «чужого», что принесло с собой несчастье, — заезжий человек или ведьма. Затем обновить и усилить границу между своим миром, безопасным и надежным, и чужим — тем, что за бороной. Именно это делалось в результате опахивания: новая сильная граница, за которую прогоняется Смерть.

Конечно, смерть изгоняли символически. Но воздействие от ритуала было по-настоящему целительным: появлялась вера в лучшее. И вера эта была подкреплена конкретными действиями, коллективным обрядом, мощной энергией людей, сплоченных одной идеей.

Сегодня, когда не одно село, а весь мир столкнулся с пандемией COVID-19, может быть, пришло время вспомнить об опыте предков? Конечно, чтобы изгнать мор, необязательно ходить вокруг городов и сел с плугом.

Современные ритуалы могут быть другими. Главное, не замыкаться и не пытаться справиться в одиночку (ведь и количество психических заболеваний растет день ото дня, а от этого беда становится еще больше), а проживать общие невзгоды сообща. И вместе верить, что все наладится.

Этрусский Фебруус

Почему февраль — самый короткий месяц в году? Эта «несправедливость» случилась еще в Древнем Риме. Когда-то римляне делили год всего на десять месяцев: с марта по декабрь. Но однажды император Нума Помпилий решил провести реформу — перейти на солнечно-лунный цикл. Так ввели два новых месяца: январь и февраль, в каждом по двадцать восемь дней. Позже в январь добавили еще один день, чтобы количество дней в году стало нечетным (четные числа, по мнению суеверных римлян, приносили несчастья).

Свои «правки» внес и Юлий Цезарь — для порядка он ввел високосные года, нечетным месяцам дал тридцать один день, а четным — тридцать. Февраль оставался последним месяцем в году, и ему достался только один дополнительный день, который «вставляли» в конце високосного года. Кстати, бог Фебруус (лат. Februus) был у этруссков, предшественников римлян, богом подземного царства: он повелевал смертью, очищением от грехов и богатством.