В России набирает популярность сериал «Лихие» про девяностые: почему мы вспоминаем эту эпоху с ностальгией?

Кадр из сериала

Фото

«Кинопоиск»

Про что сериал «Лихие»

«Лихих» снял режиссер Юрий Быков — режиссер фильмов «Жить» и «Дурак». Главными героями нового сериала стали отец и сын, которые живут в тайге. Мужчина воспитывает ребенка как настоящего мужчину, а их размеренная жизнь в какой-то момент идет под откос, когда на семейную пасеку обращают внимание лидеры местной преступной группировки. Главные роли в сериале сыграли Артем Быстров, Евгений Ткачук, Егор Кенжаметов и Савелий Кудряшов.

Съемки «Лихих» проходили в Карелии и Москве в 2023 году, а после премьеры осенью 2024 года сериал получил положительные отзывы критиков. Они отмечают, что сериал напоминает тематикой популярную в нулевых «Бригаду» и недавний хит «Слово пацана», а также пытается найти свою стезю — не только показать то время гиперреалистично, но и вложить собственное высказывание об общественно-политической ситуации в России и наследии девяностых в целом.

Почему россияне так увлечены девяностыми

Анатолий Абашин
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Возрождение интереса к культуре девяностых, проявляющееся в популярности сериалов вроде «Лихих», «Слова пацана», «Мир, дружба, жвачка» поднимает вопрос о причинах ностальгии по этому периоду. Чтобы разобраться в феномене, следует обратить внимание на ряд аспектов психики и социокультурного контекста.

Девяностые годы ознаменовались значительными социальными трансформациями в постсоветском пространстве. Распад СССР, переход к рыночной экономике, рост преступности и общая нестабильность оставили глубокий след в коллективной памяти. Что интересно, некоторые люди вспоминают этот период как время свободы, возможностей и открытий. Юноши и девушки, взрослевшие в те годы, воспринимали себя частью большого «эксперимента», где все казалось возможным.

Механизм искажения воспоминаний (ретроспективное искажение) объясняет, почему некоторые воспоминания прошлого кажутся лучше, чем они были на самом деле

Эта ошибка восприятия заставляет людей переоценивать прошлые события, делая их более приятными или значимыми, чем это было в действительности. Например, тяжелые экономические условия девяностых могут стираться из памяти некоторых, уступая место ярким впечатлениям от первых шагов в новом, пока еще неизвестном и быстро меняющемся мире.

Опять же, социальное конструирование памяти играет важную роль. Обсуждая прошлое с другими, мы формируем коллективный нарратив, который может значительно отличаться от реальной истории. Мифы и рассказы о лихих девяностых приобретают все более драматичную окраску, превращая этот период в нечто большее, чем просто историческое событие.

Массовая культура, в частности фильмы и сериалы, существенно влияет на наши представления о прошлом

Они создают образы эпохи, которые закрепляются в массовом сознании. Подобные сериалы предлагают зрителям яркую и сверхдраматизированную версию девяностых, подчеркивая как романтику, так и опасности этого времени.

Но не стоить забывать, что медиа могут создавать искаженную картину реальности, выбирая сюжеты и персонажей, соответствующих ожиданиям целевой аудитории и коммерческим целям.

Таким образом, нынешняя ностальгия по девяностым — это результат взаимодействия социальных изменений, личных переживаний и влияния массовой культуры.

Наши воспоминания об этом периоде могут подвергаться различным когнитивным искажениям, придавая ему особый ореол романтики и драмы. Однако стоит помнить, что прошлое остается важной частью нашей идентичности и продолжает влиять на наше настоящее и будущее.