Кадр из сериала «Аутсорс» (2025)
О чем сериал «Аутсорс»
Восьмисерийный сериал «Аутсорс» выходил на платформе Okko в феврале–марте 2025 года. Действие происходит в провинциальном городе на Камчатке в 1990-е, незадолго до введения моратория на смертную казнь. В колонию, где работают четверо героев — двое сотрудников ФСИН, прокурор и врач — приезжает новый сотрудник Костя Волков (Иван Янковский), который практически сразу предлагает необычный способ заработать: отдать исполнение смертной казни на аутсорс.
Изначально тюремщики планировали продавать эту «опцию» пострадавшим от действий преступников, приговоренных к высшей мере наказания, но вскоре выяснилось, что платить большие деньги за убийство готовы совершенно посторонние люди. Это приводит к ссоре между Волковым и другими сотрудниками: если герой Янковского по «моральным соображениям» не хотел продавать осуществление смертной казни тем, кто никак не связан с маньяками, то остальные не видели в этом ничего предосудительного, поэтому продолжили отдавать убийство на аутсорс, но втайне от автора идеи.
В сериале также поднимается много актуальных тем, связанных с бытовой жизнью: домашнее насилие, побег от абьюзера, сексуальная зависимость, заражение ВИЧ, изнасилование, аборт, измена и другое.
Что произошло в последней серии
В последней серии герои справляются с вызовами, угрожавшими их «бизнесу»:
расправляются со следователем, который начал подозревать в колонии неладное;
привлекают в свои ряды начальника колонии, который начинает запрашивать перевод «смертников» из других тюрем;
убивают самого Волкова с помощью смертельной инъекции, рецептом которой поделился Доктор — маньяк, убивавший неизлечимо больных пациентов — взамен на свое помещение в больницу.
Убийства поставлены на поток: сотрудники ФСИН даже не дожидаются, когда придет постановление на казнь и уж тем более не предоставляют осужденным возможности обжаловать решение через народных депутатов, планируя оформить документы задним числом.
Однако наступает 16 апреля 1996 года — президент России Борис Ельцин неожиданно вводит мораторий на смертную казнь. Главные герои сидят в кабинете начальника тюрьмы, понимая, что теперь им придется отвечать за все, что они устроили.
В этот момент туда вбегает один из недавно поступивших заключенных — осужденный за убийство сотрудников правоохранительных органов — и расстреливает всех участников «аутсорса», а затем совершает суицид. После этого в кабинет заходит живой Костя — зрители понимают, что расправа была подстроена им. А в финальной сцене мы видим истерически смеющегося Доктора и понимаем, что он ранее сообщил неправильный состав смертельной инъекции, которая предназначалась Волкову, и поэтому главный герой остался жив.
Кандидат психологических наук, психотерапевт, психолог-консультант, специалист в области работы с психотравмой и ее последствиями, директор Высшей школы интегративной психологии, преподаватель Интернационального института практической психологии
В чем смысл финала сериала
К финалу сериала «Аутсорс» возникает множество вопросов. Будто бы в один момент схлопнулись все сюжетные линии и перспективы развития истории. Однако мы не станем отбирать хлеб у кинокритиков и сотрудников уголовно-исполнительной системы — у них, судя по всему, тоже накопилось немало претензий к организации этого странного исправительного учреждения. Мы же сосредоточимся на психологической стороне.
На протяжении всего сериала герои сталкиваются с вопросами морального выбора и распоряжения своей свободой. Отправной точкой сюжета становится внутреннее разрешение на запретное действие. Первое предумышленное преступление — это результат сложной цепочки умозаключений и поступков.
Нормальный человек, выросший в здоровой среде, обладает внутренним запретом на убийство. Эта моральная норма столь древняя, что буквально вписана в нашу личность. Нам крайне сложно осознанно нанести вред другому человеку. Когда в гневе мы кричим: «Да я не знаю, что сейчас с ним сделаю!», чаще всего это просто всплеск эмоций — в действительности мы не совершаем ничего противоестественного. Даже на войне не каждый способен сразу начать стрелять в противника, не говоря уже о мирной жизни.
Большинство убийств совершаются непреднамеренно — по случайности, в состоянии аффекта, под воздействием алкоголя, наркотиков или психического расстройства. И лишь небольшая часть преступлений совершается осознанно и с подготовкой. Именно в этот момент внутри личности происходит нечто очень важное — некий слом.
Убийство запускает незакрытая потребность — например, в безопасности, эмоциональной близости, уважению, статусу, власти
Именно это внутреннее напряжение со временем перерастает в мотив и направляет вектор действия. Мы все стремимся к одному и тому же, но лишь немногие доходят до преступления. Потому что после формирования мотива мы выбираем способ достижения цели. И именно здесь возникает возможность преступления. Если опыта еще нет, запускается внутренний конфликт, который может отсрочить событие на годы. Но чаще человек включает психологические защиты и создает для себя такую картину реальности, в которой убийство становится не просто допустимым, а необходимым. Так появляется внутреннее разрешение. А дальше — уже вопрос времени и реализации.
В сериале показаны не только казни, но и убийства, происходящие в повседневной жизни. Среди них — аборт, который можно трактовать как убийство нерожденного ребенка, и заражение ВИЧ, представляющее собой медленное убийство. Все эти действия не случайны — каждое становится логическим завершением поступков героев. Это неизбежно оставляет след на их личностях. И в финале, когда исчезают последние ограничения, мы видим полную степень деградации.
Мы видим, что бессмысленные убийства, даже прикрытые идеологией или бизнес-моделями, не ведут к «новому уровню» развития. Они лишь делают последующие преступления еще более грязными и пустыми. (Кстати, это очень характерно для криминального мира).
Мы видим, как огромные деньги, заработанные на насилии, тратятся на дорогие сапоги и конфеты — и это, увы, тоже совсем не редкость. Что на одну силу всегда найдется другая сила — она обязательно появится и проявится. Что нет оснований для романтизации убийц — здесь нет «хороших» и «плохих». И, в конечном итоге, мы остаемся наедине с великой природой и музыкой, со своими простыми желаниями и обидами. А главный режиссер способен свернуть сюжет не тогда, когда мы морально готовы, доиграли роль и произнесли финальный монолог, а в тот момент, когда он сочтет нужным… или когда закончится финансирование.
Смотрели ли вы сериал?
- Да, понравился%
- Да, не понравился%
- Нет и не собираюсь%
- Нет, но хочу посмотреть%