Уважение в движении: 3 правила самокатного этикета
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Лето закончилось, однако на дорогах городов все еще можно увидеть множество самокатов. Ужесточение правил дорожного движения и штрафы отрезвляют не всех водителей средств индивидуальной мобильности — на самокатах можно заметить детей, пары или даже людей с домашними питомцами под ногами.

Разговоры о нормах этикета на дорогах — тема злободневная. А в случае, когда речь идет о самокатах и моноколесах, еще и крайне актуальная. Как и у всего нового, у самокатного движения еще не сложилось особых общественных норм пользования. Но зато уже появились претензии со стороны. Какой он этикет на колесах? Как вести себя водителю и о чем должны помнить другие участники движения?

Приоритет у пешехода

Самокатный этикет следует рассматривать для:

  • самих катающихся,

  • прохожих (для защиты детей, пожилых людей и животных действует соответствующий закон),

  • автомобилистов (самокаты на проезжей части создают помехи дорожному движению со всеми вытекающими последствиями)

Самое важное: на тротуаре преимущество — у пешехода.

Пытаться обгонять мирно гуляющих граждан, развивать невероятную скорость и настойчиво поторапливать их голосом или сигналом — не лучшая идея

Ведущая программы «Хорошие манеры» на «Радио 7» Татьяна Баранова заметила, что правила хорошего тона — это прежде всего «язык уважения».

Если выбранный вами маршрут оборудован велодорожками, то на самокатах следует передвигаться по ним. При этом важно помнить, что велодорожка не спасает от потенциальных угроз.

«Один из спорных вопросов — приемлемо ли регулярно пользоваться звонком. Понятно, что первоначальная роль сигнала — предупредить окружающих о приближении некеого транспорта (велосипеда или самоката) и тем самым вежливо попросить уступить дорогу. Но по факту многие сегодня пользуются звонком, пожалуй, чаще, чем того требуют обстоятельства — и получается, что это уже — настойчивое требование отойти в сторону. Не слишком вежливо», — рассказала ведущая «Радио 7», заметив, что пешеходов такая настойчивость так же вряд ли расположит освободить путь самокатчику.

Велодорожка — не повод для прогулок

В ряде стран пешеходам могут выписать внушительные штрафы за прогулки по велодорожкам. В России такая практика в настоящее время не распространена, а значит, вопрос «Кто главный на велодорожке» лежит в плоскости этикета и общественных норм

«Велодорожка, как следует из названия, предназначена для велосипедистов. По ней же обязаны передвигаться и водители средств индивидуальной мобильности (люди на самокатах, моноколесах).

А вот ходить с детской коляской по такой дорожке — некультурно

Разрешенная скорость движения на таких дорожках выше, следовательно, дети на трехколесном транспорте, родители с колясками или пожилые люди с сумками на колесиках могут быть замечены водителями позднее, что увеличивает риск возникновения непредвиденных столкновений», — добавила Татьян Баранова.

Кто на «зебре» главный?

Ранее ПДД предполагали разрешение для самокатчиков пересекать пешеходный переход без спешивания. В последней редакции правил проезжать по «зебре» на электросамокате, как и на велосипеде, запрещено — в этот момент его нужно вести рядом с собой. Того же требует и этикет.

«Правила дорожного движения напоминают нам, что человек на самокате — пешеход, а не водитель. При движении рядом с другими людьми ему следует придерживаться усредненной скорости толпы. Игра в шашечки на тротуаре или проезд по зебре — неуважение по отношению к окружающим. В непогоду решение проехать быстрее других может стать еще и поводом для ссоры. По правилам этикета водителям электросамокатов и моноколес следует переходить дорогу пешком, придерживая свой транспорт рядом», — подытожила ведущая программы «Хорошие манеры».

Татьяна Баранова

Ведущая программы «Хорошие манеры» на «Радио 7»

Сайт