Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок
Фото

Кадр из сериала «Постучись в мою дверь»

Топ guilty pleasure

Эксперты сервисов VK Видео и Леди Mail.ru рассказали, какие постыдные удовольствия наиболее популярны у россиянок. Так, в рейтинг самых любимых занятий, о которых неловко говорить, попали:

  • телешоу об экстрасенсах и мистике (16%);

  • реалити и ток-шоу (14%);

  • просмотр «глупых» комедий (13%);

  • турецкие сериалы (10%);

  • российские сериалы девяностых и нулевых (8%).

При этом многие респондентки признались, что, помимо перечисленного, любят смотреть корейские дорамы, аниме и документальные фильмы про маньяков, а также много времени проводят в блогах астрологов и экстрасенсов. Интересно, что говорить о своих постыдных удовольствиях с партнерами или близкими готовы треть россиянок — еще столько же предпочитают держать свои своеобразные увлечения в тайне ото всех.

Сама формулировка «постыдное удовольствие» — перевод с английского фразы guilty pleasure, которую дословно можно понимать как «удовольствие, в котором виновен». Как правило, ее используют для обозначения каких-либо действий или увлечений, которые хотя и действительно дают позитивные эмоции, но при этом могут быть порицаемы большинством.

Мнение психолога

Мария Медведева

Психолог, преподаватель международного института психологии SMART

Как возникает стыд

Стыд — это чувство, которое возникает в ответ на ооознание своих действий, если эти действия не вписываются в общепринятые рамки поведения или не соответствуют ожиданиям окружающих. То есть человек делает что-то, что ему захотелось, получает приятные эмоции, радость или удовольствие, но вдруг осознает, что социум или некое окружение определяет его поступок как постыдный, ненадлежащий, осуждаемый.

Так в полный рост возникает демонстрация механизма воздействия на человека, чтобы его уравнять, сделать удобным, подходящим и среднестатистическим. «Не расшатывать» общество своей индивидуальностью, иначе — наказание. Наказание, в сухом остатке, приравнивается к тому, что такого человека отвергнут, не примут, он останется нелюбимым в своем одиночестве. И это уже экзистенциальный страх, свойственный практически каждому из нас в разной степени.

Такая система задумана не только для удобства взаимопонимания и управления, по принципу «на одним языке говорим, имеем общие представления о хорошо и плохо», но и для создания системы безопасности общества. Представляете, что начнется за анархия, если каждый будет делать, что захочется? Поэтому многие ограничения и нормы уместны. Интересно, что изначально подобные ограничения были введены религиозными институтами, чтобы совладать с физическими удовольствиями в пользу воспитания духа.

Что такое постыдные удовольствия

Это как раз то, что уже осуждается обществом, но еще не запрещено законом. А значит, разрешено — при условии, что человек справится с осуждением окружающих, сможет его пережить. И отдельного уточнения заслуживает тот момент, есть ли до «постыдных действий» дело тем самым окружающим? Часто оказывается, что нет.

Например, самой табуированной моралью темой является сексуальность — и зачастую именно такие действия становятся самыми сложными для реализации и удовлетворения, получения удовольствия. Рамки установлены обществом там, где их просто нельзя накладывать. И речь даже может не идти о девиациях или парафилиях: порой даже желание орального секса или разнообразия позиций может быть истолковано как нечто постыдное. Часто можно встретить пары, где невозможен даже разговор об удовольствии в сексе, способах его получения. Все случается под одеялом, в темноте, с закрытыми занавесками, в миссионерской позе и молча. Конечно, подобное не приводит к естественной физиологической разрядке сексуального напряжения и не улучшает качество жизни в целом.

Почему даже постыдное удовольствие нам помогает

Дело в том, что каждый человек вправе иметь свои предпочтения, свое видение наслаждения и собственные представления об эстетике. Если говорить о сексуальных пристрастиях или фетишах человека, то это проявление и реализация базовых потребностей личности. И совершенно очевидно, какими могут быть последствия запрета быть собой, быть услышанным, проявленным, реализованным.

Всем нам известно, что каждый человек имеет базовые потребности, начиная с физиологических — сна, воды, пищи и так далее. Смысл в том, что, согласно пирамиде потребностей Маслоу, пока эти физиологические потребности удовлетворены не будут, не получится реализовывать и остальные, то есть развиваться, любить, радоваться. А что же тогда остается человеку, удовольствия которого определены (непонятно кем), как порочные и он честно следует запрету? Правильно, механизмы компенсации. Давайте порассуждаем, как могут выглядеть компенсация запрета? Какие примеры вы можете чаще всего встретить в реальной жизни?

Так, например, если мужчина не получает удовольствия в легальном сексуальном союзе, он не обязательно пойдет искать реализацию своих порочных желаний на стороне. С тем же успехом он может увлечься алкоголем, выражать свою агрессию и раздражение на работе, проявлять злость и недовольствие уже в вариантах от раздражения до садизма. А если женщина, как «последовательница заветов викторианской эпохи», не просто не получает удовольствия в сексе, а дошла до полного отвращения к подобному контакту? Например, когда стыдно было говорить о том, что не нравится, а терпеть его прикосновения велил супружеский долг.

Механизм компенсации здесь может выглядеть как доведение себя до «механического климакса», когда психосоматика доводит до болезни половых органов

И тогда сексуальность реализуется в других сферах — появляется желание задушить заботой, «залюбить» кого-нибудь до смерти.

Или женщина блокирует сексуальность, не получает сексуального удовольствия по причине отсутствия партнера. Здесь компенсация может пойти в сторону переедания и, еще дальше, зависти и негатива относительно других людей, срывов на работе. Все эти рассуждения направлены на понимание того, что сама формулировка «постыдные удовольствия» давно требует уточнения.

Гамбургский сексологический институт предлагает критерии, определяющие норму в реализации сексуальности — эти критерии приняты в большинстве стран мира и, как мне кажется, могут быть использованы как критерии, позволяющие нам решать, заслуживает ли человек стыда за свое удовольствие в принципе. К ним относятся:

  • зрелость;

  • взаимное согласие;

  • стремление к достижению обоюдного наслаждения;

  • отсутствие ущерба здоровью;

  • отсутствие ущерба другим людям.

Если посмотреть на постыдные удовольствия через эту призму, то все становится яснее и доступнее.