Кадр из сериала «Трасса» | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из сериала «Трасса»

Фото

«Кинопоиск»

В центре сюжета триллера «Трасса» — история, основанная на реальных событиях. Петербургская судья Светлана Незнамова (Карина Разумовская) отправляет в Ставропольский край искать свою пропавшую приемную дочь Киру (Елизавета Ищенко). Почти одновременно с этим в тех же местах девочка-подросток расстреливает собственных родителей и пытается покончить с собой. За расследование обоих дел берется следователь Эльвира Бараева (Анна Михалкова).

10-серийная история оказывается лихо закрученным детективом о призраках прошлого, сложных семейных отношениях и тяжелой жизни в российской глубинке. Зрители отмечают, что история не отпускает до самого финала, оставаясь при этом местами пугающе достоверной. Тру-крайм в духе «Криминальной России», фильмы Андрея Звягинцева и американский альманах «Настоящий детектив» кажутся очевидными источниками вдохновения — однако сериал производства продюсерской компании «Среда», снятый Душаном Глигоровым, тем не менее уникален и непохож на основную массу популярных в последние годы проектов.

Отвечая на вопрос, в чем секрет этой популярности, сценарист и продюсер Олег Маловичко («Нулевой пациент», «Хрустальный», «Лихие») говорит, что для него такой интерес публики стал неожиданностью. «Полагаю, нам удалось в какой-то мере выстроить баланс между жанром и социальным высказыванием», — добавляет создатель.

Мы поговорили с Олегом и о любви россиян к тру-крайму, и о том, какие темы в кино сегодня остаются в тени.

— Почему россияне (да и не только россияне), на ваш взгляд, так любят тру-крайм в целом и истории о маньяках в частности? Какие тру-крайм истории больше всего впечатлили лично вас?

— Я не очень уверен, что «Трасса» относится к тру-крайму, этот жанр все же более документален, а в «Трассе» я хоть и использовал реальные происшествия и уголовные дела, но лишь как отправную точку, материал для создания новой истории. Что же касается интереса к жанру в целом, то мы любим пугаться, а реальное зло всегда страшнее, подлинность произошедшего усиливает интерес и облегчение — это было, взаправду — но не со мной. Жутковато звучит, но уж как есть.

— Среди критических отзывов на «Трассу» — указания на излишнюю мрачность и даже «чернушность» этой истории. В чем вы видите источник света в вашей истории и где грань между «правдой жизни» и «чернухой»?

— Понятия не имею. Это насчет грани между правдой жизни и чернухой. Моей задачей не было найти в истории свет. Проработка травмы не всегда приводит к исцелению, сломанный позвоночник не лечится душевным разговором, и травма это не «перешагнул-забыл». Ты живешь с ней, и это не вопрос твоего выбора: ты должен научиться сосуществовать с ней, приручая ее или приручаясь ею. Некоторые видят мрачность, возможно, в том, что героиня отчасти сделала травму частью своей психики, приняла ее, но мне подобная концовка видится более реалистичной и убедительной в мире этой истории.

— В российской и мировой кинокультуре накопились десятки образов следователей, сыщиков, детективов. Какие из них вдохновляют вас больше всего и почему именно они? Как вы оцениваете сравнения с «Твин Пикс», звучащие в некоторых отзывах критиков и зрителей?

— Сравнения с «Твин Пикс» пусть останутся на совести сравнившего, я не вижу между историями ничего схожего, кроме, возможно, некоторых формальных деталей. Что касается образов детективов… Конечно, всех нас вдохновляли и Холмс, и Пуаро, и Дюпен, но для меня важнее, наверное, были следователи Томаса Харриса (автор «Молчания ягнят» — прим. ред.) и Ника Пиццолато (автор «Настоящего детектива» — прим. ред.). Более земные, не препарирующие зло со стороны, а существующие в симбиозе с ним, в своего рода отношениях с тьмой.

Кадр из сериала | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из сериала

Фото

«Кинопоиск»

— Что, по вашему мнению, отличает жизнь в крупных российских городах от жизни в городах малых? В чем специфика российского Юга, Прикавказья?

— Я писал историю вне привязки к конкретному региону, это появилось позже. Как и в случае с «Хрустальным» (другой детективный сериал по сценарию Олега Маловичко — прим. ред.), мы стояли перед выбором — усиливать ли аутентику, от говора до этнической картины региона, и как и в тот раз, решили от этого отказаться, сделав историю чуть более размытой, универсальной, способной произойти где угодно. Что касается различия жизни в крупных городах и малых, многое зависит от личного восприятия и характера. Иные гости столицы знают Москву лучше и изучают детальнее, чем типичный московский интроверт.

— Какие фильмы и книги поднимают настроение вам больше всего?

— Хорошие. Это не вопрос жанра, или, скажем, послания, они могут быть сколь угодно мрачными и безнадежными, это всегда вопрос, если угодно, отклика души, если книга или фильм тебя волнуют — они хороши. Но, конечно, выбирая между комедией и мрачным мини-сериалом о серийных убийствах в скандинавских лесах, выбираю второе не задумываясь.

— Какие психологические темы кажутся вам недоисследованными в российском кино? О чем еще не снят по-настоящему выдающийся фильм или сериал?

— Ух… Не возьмусь ответить, к стыду своему, мало смотрю отечественного кино. Ответ на этот вопрос мы узнаем через год, потом еще через год и еще, и так до бесконечности. Кино не подчиняется планам, установкам и спискам актуальных тем, темы всплывают из глубины, сгущаются в воздухе — автор улавливает их и, обработав, передает публике, отвечая на запрос с ее стороны, на ту самую «недоисследованность». Кино, искусство вообще — это живой процесс, интуитивный, вслепую, здесь не работает подход — так, нет еще ни одного фильма или сериала по такой-то теме, а ну-ка снимем что-нибудь выдающееся. Темы вообще часто появляются в середине написания сценария, а начинается все с мелочи, с пустяка, крохотной детали.

— Попробуем без спойлеров, но все же: что лично у вас в истории, рассказанной в «Трассе», вызывает наибольший отклик? Какая сцена, деталь или сюжетный поворот стали точкой отсчета в запуске проекта?

— Сцена объяснения Светланы с отцом. «Трасса» в целом история про не проговоренное, не сказанное вовремя, загнанное в себя. И о том, как тяжело его доставать из глубин памяти, как оно приросло, с мясом приходится выдирать.

Актеры и создатели сериала стали гостями нового выпуска видеоподкаста «Художественный смысл» и вместе с ведущим, генеральным продюсером Okko Гавриилом Гордеевым подробно разобрали его и поразмышляли о продолжении.

Аудиоверсия доступна для прослушивания в HiFi-стриминге Звук.

Олег Маловичко

Сценарист и продюсер («Нулевой пациент», «Химера», «Трасса»)