История обаятельного и невероятно доброжелательного тренера по американскому футболу Теда Лассо, возглавившего футбольную команду английской премьер-лиги, покорила сердца миллионов телезрителей. Тед показал нам, как миролюбивые взгляды одного человека могут изменить целую систему — агрессивную и конкурентную спортивную среду.
Оказывается, для установления нового баланса сил иногда хватает малых (настолько ли малых?) дел. Главное — быть с окружающими искренним и принимающим, что бы ни случилось.
«Любовная слепота», или почему опасно не замечать «красные флаги»
Если и есть шоу о безусловной и слепой любви, то это «Тед Лассо». Отец главного героя покончил с собой, а мать не нашла в себе сил на необходимую поддержку и эмпатию. Как следствие, Тед (Джейсон Судейкис) испытывает непропорциональное ситуации чувство вины и выбирает самую логичную на его взгляд компенсаторную стратегию — угождать людям.
Тед верит, что способен ранить другого человека так сильно, что тот не сможет с этим справиться. В попытке предотвратить такое развитие событий он запрещает себе испытывать гнев — герой вовсе теряет контакт с этой эмоцией. Все это делает Теда принимающим и поддерживающим 24 часа в сутки, без исключений и выходных.
Мы три сезона наблюдаем за тем, как рядом с тренером Лассо оттаивают и лечат свои раны отвержения разные люди: тяжело переживающая развод его «типа босс» Ребекка, скрывающий уязвимость за брутальной агрессивностью капитан Рой Кент, страдающий от нарциссической травмы и непринятия отцом талантливый футболист Джейми Тартт.
Быть рядом с Тедом — все равно что быть безусловно любимым, вот только у этого есть цена
Тед помогает и поддерживает не из избытка ресурсов, но из их дефицита — сам он переживает тяжелый личный кризис и развод. Его отношения рухнули, и в этом нет ничего удивительного: рядом с Тедом, запретившим себе все негативные эмоции, партнерше сложно разрешить себе их чувствовать.
В любой паре бывают моменты, когда мы раздражены или злимся на любимых, но делать это в отношении человека вроде Теда — значит чувствовать себя злодеем почти постоянно. Оставаться в равном честном диалоге с тем, кто видит в себе и мире только светлую сторону, — тоже нелегко. Вероятно, Мишель, бывшая жена Теда, столкнулась с чем-то подобным.
Пиарщица футбольного клуба «Ричмонд» и бывшая модель Кили Джонс называет «любовной слепотой» ситуацию, когда все яркие «красные флаги» в отношениях кажутся зелеными. Например, когда мы не замечаем, что партнер не просто оказывает нам внимание, делая подарок, но покупает нашу лояльность, делает нашу переговорную позицию в отношениях слабой, — такому человеку сложно сказать, что что-то идет не так.
Тед не нарушает баланс в отношениях с людьми осознанно. Но когда он сможет отличить собственную доброту от желания угодить, а также поймет, какими ресурсами он на самом деле обладает и где они заканчиваются, — только тогда стоп-знаки в отношениях с ним по-настоящему станут ярко-зелеными.
«Дисморфия таланта», или как люди переоценивают свое дарование
Слово «дисморфия» обычно используется в отношении тела: у человека искажено свое представление о нем. Он кажется себе безобразно некрасивым — не таким, каков он на самом деле. В сериале такое искажение касается представления человека о собственных профессиональных данных.
Агрессивность и упорство — качества, которые дают множество преимуществ в карьере. Но если все ограничивается только ими, стоит ждать беды. Шенди, ассистентка Кили Джонс, ярко показывает нам, как в реальной жизни мог бы выглядеть эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение низкоквалифицированных сотрудников и их неадекватная реальности уверенность в себе.
Сценаристы «Теда Лассо» идут дальше — делают искажение представлений о себе этическим. Шейди не просто бесталанна, она регулярно промахивается с аудиторией, не чувствует моральных принципов и границ. Она самозабвенно зарабатывает деньги и в этом процессе нет ничего, что могло бы ее остановить. Даже здравого смысла.
«Дряньц на велом коне», или почему предсказания не сбываются
Как
Так, Ребекка всю жизнь была заложницей традиционных представлений о семье и материнстве. Она ждала, когда в ее жизни появится принц на белом коне, заверит ее в ее неотразимости и они будут жить долго и счастливо. Ирония в том, что ничего из этого не произошло, пророчества остались пустыми («дряньц на велом коне»), а реальный сценарий превысил все ее ожидания.
Условие всего одно — стать принцем на белом коне для себя самой и, как бы ни было сложно, расслышать свои подлинные желания
Найти свою позицию — значит наконец-то ответить неверному мужу на равных и отказаться от возобновления токсичных, разрушающих отношений. Стать матерью можно не только родив ребенка, но также усыновив его или, как в случае Ребекки, взять под опеку огромную семью фанатов команды «Ричмонд».
Блистательная футбольная мамочка, она находит свое счастье, упав с моста в озеро в Амстердаме, но лично для нее это самый лучший из всех возможных сценариев.
«Спасибо — и пошла ты», или как правильно сепарироваться
Не теряет своей актуальности тема сепарации взрослых детей от относительно незрелых родителей. Герои видят отделение и возможность занять независимую позицию через благодарность и грубоватую претензию. Первая не позволяет обесценивать вклад родителей в нашу жизнь, вторая — уйти от примитивной идеализации их самих и тех усилий, которые они совершали. Отделить одно от другого: взять то, что необходимо, и отказаться от чуждого. Это становится признаком настоящей эмоциональной зрелости и хорошим результатом личной терапии.
Хотя, конечно, к форме подачи могут быть вопросы
Разговор Теда и его матери — невиданная ранее обоими степень искренности. Мы видим главного героя, который способен не только любить и благодарить ее, но также честно сказать о том, как сложно было переживать гибель отца без права выражать свои чувства. Для юного Теда в день отцовской смерти перевернулся целый мир, а мать приняла решение жить так, будто ничего не случилось: она оставила мальчика переживать трагедию в одиночку.
Для главного героя открытый разговор стал большим шагом, поскольку так он впервые показывает неудовольствие, проводит границу. А еще это дает ему новый опыт: таким его могут принимать тоже. Отдадим должное матери Теда, которая годы спустя готова услышать тяжелые для нее слова и не разрушиться. Контакт с сыном — самая большая ценность.
«Hey Jude», или как поддержать ребенка при разводе родителей
Один из самых удачных творческих приемов третьего сезона состоит в том, что в ситуации с разводом главного героя фокус будто смещается и переходит на Генри, его сына. Помнить о том, что большие изменения переживаем не только мы сами, но и наши дети, — пожалуй, центральное послание шоу.
Переживая новый роман и потенциальную помолвку бывшей возлюбленной, легко забыть о мальчике, который не сможет один пройти через расставание родителей. Справиться со шквалом эмоций нелегко, а обиду и гнев кажется естественным переложить на более слабого — так в попытке обрести контроль над собственной жизнью Генри становится зачинщиком травли в школе. Он пока слишком мал, и у него нет инструментов адаптироваться к большим переменам без помощи старших.
Теперь эта семейная драма — часть его личной истории, а психологические ограничения и защиты родителей определят жизненный опыт, который он получит, и выводы, которые сделает
Не оставлять сына переживать потерю привычного мира одного — проявление настоящей родительской позиции для Теда, а еще изменение семейного сценария. И в этом он совсем не похож на свою мать.
Лейтмотивом такого единения и признанием в любви становится