Что полагалось делать в октябре? Если вкратце, то девушкам на выданье — совершать обряды на замужество и ждать жениха, хозяйкам — ткать и прясть, мужикам — жить с оглядкой. И абсолютно каждому — наблюдать за звездами. Но обо все по порядку.
Октябрь-грязник: если б было море пива...
Слово «октябрь» произошло от латинского octo, что значит «восемь». В древнеримском календаре октябрь был не десятым месяцем, как сейчас, а восьмым. В русский обиход это название перекочевало с христианством, прежде его называли грязником.
Еще одно старинное название, которое сохранилось в польском языке, — паздерник. Паздер или костра́ — это то, что остается после трепания и чесания льна и конопли при первичной обработке. Традиционно именно в октябре начинались в домах ткацкие работы — ими занимались женщины.
На разных территориях бытовали и другие названия: листопадник, зазимник, хлебник, капустник и даже кисельник — как метафора той гущи, что образуется в октябре под ногами. Удивительно, что не пивник. Ведь традиционно именно в октябре варили много пива и, конечно, пили его: урожай весь собран — и время появилось, и сырье.
Однако работы на дворе все еще много: починить, убрать до тепла летний инвентарь, подготовить сани к зиме — и все успеть. Вроде и можно выдохнуть после летней страды, да сильно не расслабишься: зима близко. Вот и живи с оглядкой!
Покров: готовимся к свадьбе
Покров — любимый в русской традиции праздник осени, который особенно ждали незамужние девушки. По старому и новому календарю он приходится на 1 или на 14 октября.
Покров Пресвятой Богородицы — церковный праздник. Его установили в честь чудесного спасения Константинополя от кочевников сарацинов. Горожане молились в храме о защите от врагов, как вдруг святой Андрей Юродивый заметил в воздухе Богоматерь. Она раскрыла над молящимися широкую ленту (омофор), покрыла их и спасла город.
В народной традиции Покров — праздник многослойный, в нем сразу несколько смыслов.
Первый — чествование Богородицы, заступницы и защитницы. Этот мотив можно найти во многих лечебных заговорах. Например: «Покрой ты меня покровом своим от силы вражьей. Твоя фата крепка, как горюч камень-алатырь». Готовясь к Покрову, матери с заговорами обливали детей водою сквозь решето на пороге избы. Так, верили в народе, можно защитить дитя от зимней простуды.
Второй — это осмысление октября как пограничного сезона между теплом и холодом, когда первый снег покрывает землю. Не зря октябрь называют еще «зазимником» или «позимником». В народе говорят: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима».
Деревенские женщины сжигали старые соломенные постели, чтобы защититься от сглаза, а также старые лапти, чтобы «прибавить себе ходу на зиму». В общем, избавляясь от старого, впускали новое.
Третий смысл, ключевой в народной традиции, основан на сравнении плата Пресвятой Богородицы с головным убором замужней женщины — платком. В народе говорили: «Покров землю и девку покроет». Землю снегом, а девку — платком.
Именно в октябре девушки ждали замужества, а если оно не случилось — значит, сидеть в девках до следующего зимнего мясоеда, периода между Рождественским и Великим постом.
Если где-то 1 октября выпадал снег, это считалось хорошей приметой, сулившей много свадеб
Девицы, выходя поутру на крыльцо, причитали: «Батюшка Покров, покрой сыру землю и меня молоду» или «Бел снег землю прикрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжают?».
Подготовка к Покрову была очень серьезной. Например, в Вологодской губернии девушки ткали специальный холст — «обыденную пелену». Собирались вместе, пели, теребили, пряли и ткали лен и старались закончить работу в один день.
На Покров несли этот холст к иконе Богородицы с причитаниями: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!»
Также накануне Покрова девушки гадали в овине (хозяйственной постройке, в которой сушили снопы перед молотьбой): с особым приговором клали на жерди хлеб и лен и ждали, когда суженый покажется в окне. Считалось, что этим же хлебом можно приворожить сердце любимого, если он съест кусочек.
А еще в самый Покров девушки устраивали вечерку, называя ее «петухов варить»: снимали дом и вскладчину готовили угощение
Ужин был особый, ритуальный: блины, каша и петух — символ плодородия и мужской силы. Парни тоже могли заглянуть на вечерку и полюбившейся девушке принести подарок. Это означало, что парень «женихается». Быть свадьбе!
Ну, а коли так, по всей деревне разливаются раздольные песни, столы ломятся от богатого урожая, собранного с таким трудом летом. Провожают девушку «на чужую сторонушку», и песнями этими — то веселыми, то печальными, «пропевают и пропивают» ее.
Маньяк, Чигирь и Сажар: кое-что о народной астрономии
В октябре люди традиционно наблюдали звезды — судили по небесным светилам о предстоящей зиме, делали прогнозы на весну.
Названия звезд в русских деревнях были не такие, как сейчас, и верования другие. Например, Венеру наши предки называли «Чигирь-звезда». Верили, что Чигирь «показывает человеку счастие и несчастие, что делать и чего нет».
«Аще кому ехати, или идти куда, или селиться, смотри, на которую сторону та звезда стоит: аще она станет противу, и ты противу ее не езди никуды. Во дни 1, 11 и 21 стоит Чигирь на востоце, и ты храмины не ставь, на дворе главы своей не голи. Во дни 2, 12, 22 стоит Чигирь меж востоком и полуднем, и ты с женою не спи; ино рожденное будет курчя и бесплодно.
Во дни 3, 13, 23 стоит Чигирь на полудни, и ты в те дни в полдни не купайся, в баню не ходи: изойдешь лихом, или учинится переполох». Об этом можно прочитать в книге «Сказания русского народа», написанной Иваном Петровичем Сахаровым — выдающимся русским археологом, собирателем песен, народных верований, преданий и обычаев.
Медведицу называли Сажар или Стожар — на нее ориентировались охотники и связывали звезду с поведением медведей
Плеяды в народе называли «Гнездо утиное», Млечный Путь — «Становище». Отдельное название было для падающей звезды — «Маньяк». Верили, что Маньяк падает всегда на тот двор, где девица потеряла невинность, а еще так летят нечистые духи: к одиноким бабам, когда мужья уехали на заработки.
В общем, ничего хорошего с падающими звездами наши предки не связывали и желания не загадывали. Но вернемся к октябрьским приметам. В деревнях наблюдали и за месяцем — куда он «глядит». Если смотрят «рога» на полночь — ждали скорую зиму, со снегом «посуху». Если повернулся месяц «рогами» на полдень — ждать грязи и слякоти.
Октябрь пришел — Леший ушел
1 октября строго-настрого запрещалось ходить в лес. Все потому, что лешие, как верили в деревнях, проваливаются в этот день сквозь землю и с досады от расставания с лесом устраивают здесь страшные бесчинства.
Ломают и вырывают с корнем деревья, зверей загоняют по норам, насылают ветер и пугают птиц. Горе тому, кто попадется Лешему в такой день! Переломает все косточки не хуже медведя.
В этих верованиях усматриваются древние языческие представления, в которых наши славянские предки одушевляли силы природы. Все кругом было для них живо, и к смене «настроений» природы люди относились с трепетом и уважением. Перенять бы и нам такое отношение — может, не только природа, но и мы сами были бы целее.