Все наверняка знают, как важно очищать лицо. Скорее всего, многим даже рекомендовали конкретное спасительное средство для умывания. Его мог подсказать кто-то из друзей или родственников, бьюти-блогер или дерматолог. Казалось бы, все логично. К сожалению, в этих советах больше устаревших установок и маркетинговых уловок, нежели реальной пользы.
Общая стоимость очищающей косметики для лица, которую ежегодно производит мировая индустрия красоты, достигает 22 миллиардов долларов. Ожидается, что в ближайшие годы объем этого рынка резко увеличится в ответ на растущее беспокойство о здоровье кожи.
Считается, что проблемная кожа сильно влияет на психологическое состояние, и само собой, мы готовы тратить деньги на эффективные решения. В связи с чем возникает вопрос: эти продукты действительно работают? Или нашему коллективному сознанию намеренно внушили пагубную связь между психологическим здоровьем и чистой кожей?
Чтобы дать ответы, нужно понять современный рынок очищающих средств и его истоки. Остановимся на одном из самых распространенных заболеваний кожи, которое заставляет покупать гели, тоники и лосьоны. В определенном возрасте многие страдают от акне. Это не просто недостаток внешности. Заболевание приводит к тревожности, депрессии, заниженной самооценке и трудностям в общении.
Что самое обидное, прыщи особенно буйно «расцветают» в период полового созревания, что еще сильнее угнетает психологически. Неудивительно, что люди ежегодно тратят миллиарды долларов на безрецептурные снадобья, включая широко разрекламированные пенки и гели для умывания. Но вот незадача: как бы нас ни убеждали рекламные ролики, эти продукты не очень-то помогают.
Если точнее, систематический обзор за 2005 год поставил под сомнение пользу рекомендованных средств от акне, поскольку «доказательная база… в лучшем случае неполная». Тот же вывод прозвучал в обзоре 2018 года: «нужно собрать больше доказательств эффективности косметики для умывания и очищения кожи при борьбе с акне». Выходит, мы тратим уйму денег непонятно на что. В чем подвох?
Обратимся к истории. В нашем стремлении к чистоте нет ничего нового. Шумерские глиняные таблички, датированные третьим тысячелетием до нашей эры, описывают, как пользоваться мылом. Древние римляне придавали большое значение ежедневным водным процедурам и строили общественные банные комплексы.
На протяжении столетий понятия о гигиене менялись в зависимости от доступа к чистой воде. Но радикальные перемены наступили относительно недавно. Все началось с англиканского священника Джона Уэсли.
Мыльные мануфактуры эксплуатировали связь между любовью к Богу и любовью к чистоте
Согласно источникам, в 1778 году Уэсли начал проповедовать новую доктрину: «Чистота неотделима от набожности». Духовная, моральная и физическая чистота связались воедино, и мытье обрело высший смысл.
Со временем религиозная коннотация переросла во всеобщее стремление к чистоте. В начале 1900-х чистоплотность означала самоконтроль, духовное совершенство, благовоспитанность, не мыться было вульгарно, грубо, по-скотски. Вскоре личная гигиена стала признаком принадлежности к среднему и высшему классу.
Культ чистоты сыграл на руку мыльным фабрикантам. Они принялись выпускать неимоверное количество средств для мытья лица и тела и провозгласили личную чистоплотность всеобщей ценностью.
Мыльные мануфактуры вовсю эксплуатировали связь между любовью к Богу и любовью к чистоте, используя религиозную риторику для продажи своих продуктов. Не особенно утруждая себя доказательствами, они утверждали, что ради здоровой кожи крайне важно умываться.
В 1920-х в рекламе мыла один производитель уверял: «Если вы не будете тщательно умываться хотя бы раз в день, случится непоправимое… появятся черные точки и ужасные прыщи. Цвет лица станет тусклым и серым». Хитом продаж оставалась тема чистоты. В рекламе другого производителя заявляли: «…Только самое чистое мыло вылечит вашу кожу».
Раз умывание стало символом безупречности и пользы для здоровья, а заодно панацеей от прыщей, проблемную кожу благополучно привязали к комплексу неполноценности. Как писал в 1951 году «Британский журнал дерматологии», хроническая угревая сыпь приводит «к задержке эмоционального и психосексуального развития».
Чем меньше рафинированных углеводов и сладостей в рационе, тем меньше прыщей
В 1966 году в том же журнале вышла статья, где среди возможных причин акне рассматривались «…мастурбация, сексуальные отклонения и прочие невыясненные расстройства». В последнее время компании стали всячески подчеркивать «научность» и «натуральность» своих продуктов.
Как видим, старые психологические трюки все еще работают. По-прежнему в обиходе маркетинговые термины «безупречность» и «чистота». «Плохая» кожа — это синоним прыщей. Сколько ни открещивайся от устаревших взглядов, их вред очевиден. Люди уверены, что остро нуждаются в очищающих средствах для лица, невзирая на их сомнительную пользу.
Но вот ведь какое дело: без них можно прожить. Несмотря на недоступность дорогой очищающей косметики, в бедных странах гораздо меньше людей, страдающих акне. Разумеется, специалисты заинтересовались, что не так с остальным высокоразвитым миром. И нашли обоснованные ответы.
Двести с лишним лет назад австрийский врач Йозеф Якоб Пленк установил связь между акне и режимом питания. Недавнее исследование снова подтвердило, что, вопреки популярным мифам, все, что мы едим, отражается на коже.
Чем меньше рафинированных углеводов и сладостей в рационе, тем меньше прыщей. А вот чрезмерное употребление молочного ухудшает состояние кожи. Возможно, диета с ограниченным содержанием сахара, простых углеводов и молочных продуктов подойдет не всем, но это повод задуматься.
Причины и оптимальные методы лечения распространенных кожных заболеваний, в том числе акне, все еще изучаются. Несомненно и то, что большинство современных догм, особенно об очищении лица, основаны скорее на устаревших спорных утверждениях, чем на объективных данных. Но маркетинг куда проворнее науки. Маркетологи по-прежнему играют на наших страхах и уязвимости.
Во всяком случае, у нас есть выбор: не поддаваться ложным фактам и манипуляциям. Тогда получится избавиться от стигмы проблемной кожи. Если прислушиваться к научным доводам, можно преодолеть зависимость от дорогих «жизненно необходимых» косметических средств и подумать о смене образа жизни. Скажем, пересмотреть рацион.