Кинолента описывает личный кризис и смятение Дианы, ее историю преодоления и освобождения. Метафоры, образы, режиссерские приемы — все это делает опыт главной героини понятным, созвучным опыту многих из нас, кто проходил сквозь тяжелые испытания.
Смещенная временная перспектива
Не буквально, но метафорически время для Дианы и ее окружения течет по-разному. Сама героиня в разговоре с детьми отмечает, что для королевской семьи настоящее и прошлое слиты, для нее же традиции и условности выглядят искусственными, она стремится быть живой и настоящей здесь и сейчас.
Ее желание разбивается о жестокую реальность: муж ей неверен, а окружение ненадежно. Принадлежность к королевской семье не освобождает ее, но накладывает ряд ограничений, вплоть до абсурдных. Пример тому — сшитые воедино шторы в ее спальне, чтобы журналисты могли видеть только ее официальную, «правильную» сторону жизни (а есть ли у нее другая?).
Оказываясь близ дома своего детства, она блуждает: и буквально на дороге, и в собственных чувствах. То, что раньше было родным и знакомым, больше не видится таковым, связь с прошлым будто обрывается. Такой мы видим принцессу Диану в начале картины — потерянной.
В работе
Проживая предательство, равнодушие и неверность мужа, Диана обращается к истории Анны Болейн, ее дальней родственницы. За несколько веков до этого схожая ситуация привела ее на эшафот, героиня также чувствует угрозу. Диане удается вернуться в дом детства и найти в предках ресурс для того, чтобы начать действовать. Эта опора дает ей силы решиться на перемены в настоящем, изменить образ будущего, в нем появляется надежда.
Трагедия Дианы в том, что, хотя она вдохновила тысячи людей на изменения, у нее самой будущего не было: она погибла почти сразу после обретения долгожданной свободы. Возможно, именно это делает смерть принцессы столь непонятной, мистической и вызывающей волну сострадания спустя четверть века.
Потеря опоры: внутри и снаружи
В биографической драме «Спенсер» зритель видит невероятно красивую Диану (в главной роли Кристен Стюарт). Декорации, наряды, украшения — все это порождает эстетический восторг и сильно контрастирует с внутренними переживаниями героини.
Например, поднимаясь по старой лестнице в доме Спенсеров, принцесса цепляется за ступени длинным подолом вечернего платья. Все это напоминает знаменитую сцену из фильма Ларса фон Триера «Меланхолия», где с помощью подобной метафоры иллюстрируется увязание героини Кирстен Данст в пучине клинической депрессии.
Лента показывает расстройство пищевого поведения Дианы — булимию. Она становится для героини способом справляться с кризисной ситуацией. Равнодушие окружающих, предписанное веселье, необходимость изображать благополучие в соответствии со всеми правилами этикета — все это претит Диане. В ответ она вызывает у себя рвоту, уже буквально.
На экране мы видим эмоциональную шаткость, уязвимость и неустойчивость принцессы. Невозможность Дианы выразить протест обращает всю ее агрессию в единственное безопасное направление — на нее саму. Депрессия, сознательное самоповреждение и мысли о самоубийстве (все на той же старой лестнице) — все это довольно стройно укладывается в список диагностических критериев пограничного расстройства личности. Как минимум, у Дианы кинематографической.
Помощь проводника
Джозеф Кэмпбелл описывает личное испытание как
Обращаясь к универсальному мотиву Кэмпбелла, зритель может заметить, что у Дианы тоже есть проводник — Мэгги. Она единственная видит в принцессе не титул, а реального, живого человека. С ее помощью Диана получает подтверждение собственной адекватности, возвращает себе право на чувства и эмоции, обретает силы через поддержку и любовь подруги.
Еще один образ, который постоянно присутствует в сознании героини, — Анна Болейн. Это предостережение, антисценарий, напоминание Дианой самой себе о том, как дорого может стоить уступчивость и покорность. Жемчужное ожерелье — подарок неверного мужа, который она с отвращением носит, будто сдавливает ей шею — ровно там, куда занес топор палач, отрубая голову ее дальней родственнице. Решение наконец разорвать его становится стартом в преодолении Дианой кризиса, началом ее освобождения.
Возвращение имени
Вернуться к себе, восстановить собственную идентичность — конечная точка в преодолении травматического опыта. Перестать воспринимать себя как функцию, титул или должность, увидеть и принять себя реальным человеком значит вернуть себе субъектность, сделать себя главным героем собственной истории.
В начале ленты мы видим Диану неуверенным, потерянным водителем. В финале — она чувствует себя уверенно у руля собственного автомобиля и жизни. Она определяет маршрут и скорость, с которой движется к цели. Она берет с собой только самое важное и необходимое — детей.
Переосмысляя себя, она возвращает себе имя. Диана не просто возвращается к прошлому, она дополняет его новыми смыслами, идеями и планами. Называя себя «Спенсер» в ответ на вопрос кассира в сети фастфудов, принцесса завершает трансформацию. Освобождение случилось, впереди — заслуженный триумф.