1. «Зона интересов»
Джонатан Глейзер, 2023
Номинации на «Оскар-2024»: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Джонатан Глейзер), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший фильм на иностранном языке».
Впервые представленный в Каннах и взявший там четыре награды, включая «Гран-при жюри», новый фильм Джонатана Глейзера отметился на ключевых церемониях — от британской BAFTA до американского «Золотого глобуса». Честное кино о компромиссе с совестью тронуло кинематографистов во всем мире: оно и понятно, ведь речь идет о моральном выборе вне временного контекста.
Готовы ли вы пожертвовать общественным благом, если частная жизнь будет окружена комфортом? Перед комендантом Освенцима и его женой такой вопрос не стоит: для них личное априори превыше общего. Их прекрасный дом, утопающий в благоухании цветов, расположен у стены концентрационного лагеря, но семью это нисколько не смущает — более того, они считают, что «идеальнее места не придумаешь». Пара настолько уверилась в своей правоте и в нормальности происходящего, что не может даже вообразить возможность иного мироустройства. Идеальнее названия для фильма не придумаешь: «зона интересов» у каждого своя.
2. «Оставленные»
Александр Пэйн, 2023
Номинации на «Оскар-2024»: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Пол Джаматти), «Лучшая женская роль второго плана» (Давайн Джой Рэндольф), «Лучший сценарий», «Лучший монтаж».
Меланхоличная трагикомедия Александра Пэйна об одиночестве была показана в Торонто — похвастаться присутствием на других международных кинофестивалях класса А она не может, зато картина войдет в историю как ностальгическое кино из категории «такое уже не делают». В открывающих титрах есть даже копирайт, будто фильм снят в 1971 году. Шутку оценили киноакадемики в Британии и в США и номинировали «Оставленных» на свои основные премии.
Оставленные в кампусе престижной школы профессор античной истории, его ученик и работница столовой вынуждены провести вместе рождественские каникулы. Формально они коротают праздники в кампусе из-за проваленных школьником экзаменов, но на деле причина куда более жизненная — их никто нигде ждет. Волей-неволей в друг друге они обретают семью — странную, неидеальную, но хотя бы какую-то. Праздничный антураж подчеркивает трагичность ситуации, и чтобы зрителю было не так худо, Пэйн окружает нас теплом и погружает в знакомое прошлое, когда не только кино, а вообще вся жизнь были иными.
3. «Анатомия падения»
Жюстин Трие, 2023
Номинации на «Оскар-2024»: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Сандра Хюллер), «Лучший режиссер» (Жюстин Трие), «Лучший сценарий», «Лучший монтаж».
В мае прошлого года фильм Жюстин Трие получил главную награду Каннского кинофестиваля, «Золотую пальмовую ветвь», затем успешно выступил в мировом прокате (в родной Франции у «Анатомии падения» лучший результат по кассовым сборам среди победителей Канн, начиная с 2008 года), забрал несколько значимых премий, включая призы на «Золотом глобусе», а теперь добрался до «Оскара».
По сюжету известную писательницу подозревают в убийстве мужа, но в суде по большей степени не расследуется само дело, а происходит публичное препарирование брака. Героиня не столько делится ценными фактами, сколько рассказывает о чувствах — для нее они важнее, они и есть та истина, за которую стоит бороться. Велик соблазн рассматривать фильм как детектив с поиском ответа на вопрос «кто это сделал», но Трие призывает нас сосредоточиться на другом — на том, «почему это произошло».
Интригующая завязка используется как предлог, помогающий вскрыть отношения в семье, где есть общий ребенок, но нет общего языка.
4. «Убийцы цветочной луны»
Мартин Скорсезе, 2023
Номинации на «Оскар-2024»: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Лили Гладстоун), «Лучшая мужская роль второго плана» (Роберт Де Ниро), «Лучший режиссер» (Мартин Скорсезе), «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы», «Лучший монтаж», «Лучшая песня», «Лучший саундтрек».
Монументальная сага Мартина Скорсезе о человеческой низости длиной в три с половиной часа претерпела несколько вариантов сценария. В итоге соавтором адаптированного сценария национального бестселлера («Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь» Дэвида Гранна) стал сам режиссер. Кинокартину не слишком тепло приняли (лишь одна номинация на «Золотом глобусе» и ноль побед), зато отметили ее каст.
Реальный факт из американской истории, когда в годы нефтяной лихорадки индейцев убивали целыми семьями, изучал журналист Дэвид Гранн: он опирался на расследование ФБР, возглавляемое агентом Томом Уайтом. Именно его в версии сценария 2017 года должен был играть Леонардо ДиКаприо. Однако в сценарии 2022 года главный герой становится иным — события крутятся вокруг алчного Беркхарта. Его образ в итоге и воплотил на экране Лео. В печальном опус-магнуме не находится места даже любви, ведь о каких чувствах может идти речь, когда зло проникло в наши сердца?
5. «Оппенгеймер»
Кристофер Нолан, 2023
Номинации на «Оскар-2024»: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Киллиан Мерфи), «Лучшая мужская роль второго плана» (Роберт Дауни мл.), «Лучшая женская роль второго плана» (Эмили Блант), «Лучший режиссер» (Кристофер Нолан), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы», «Лучший монтаж», «Лучший саундтрек».
Триумфатор премии Американской киноакадемии с обширным списком полученных наград, в числе которых пять побед на «Золотом глобусе», семь — на BAFTA, три — на «Сатурне», три — на SAG Awards. Не просто грандиозен, а вопиюще грандиозен!
Основа — удостоенное Пулитцеровской премии исследование Кая Берда и Мартина Дж. Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея», тема — моральная дилемма, результат — катарсис.
Атомная бомба — гениальное изобретение физика Ричарда Оппенгеймера (Киллиан Мерфи) — должна была стать гордостью нации и гарантом мира, но все сложилось иначе. После открытия орудия массового уничтожения, когда «почти нулевые» шансы наступления конца света стали повышаться с каждым днем, ученый будто сам сгорал вместе с пострадавшими от его детища, а вместе с ним — зрители фильма. К мукам совести прибавился и более прозаичный конфликт: Льюис Штраусс (Роберт Дауни мл.) пытался лишить бывшего коллегу званий. В этом и кроется разгадка: бойся не только себя, но и тех, кто рядом с тобой.