Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Стиль жизни/Смерть на колесиках: почему аренда самокатов так опасна — мнения психолога, травматолога и автоюриста
Смерть на колесиках: почему аренда самокатов так опасна — мнения психолога, травматолога и автоюриста
Они несутся по тротуарам и выезжают на проезжую часть, не соблюдая правил. Получают травмы сами и наносят увечья другим — детям, взрослым, животным… Взять самокат в аренду может каждый — а вот ездить ответственно, предотвращать аварии и отвечать за последствия готовы немногие. О проблеме самокатов в больших городах мы поговорили с тремя экспертами.
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград… Самокаты на улицах многих городов сегодня в прямом доступе, и катаются на них трезвые и нетрезвые, совершеннолетние и подростки, в одиночку, вдвоем или даже втроем (если вы помните школьный курс физики, масса движущегося предмета влияет на силу удара). Мы можем игнорировать эту проблему, пока, упаси бог, это не коснется кого-то из наших близких. А значит, стоит задуматься о сложившейся ситуации сегодня.
Пострадать от безответственности тех, кто арендует самокат, могут три категории:
сами катающиеся (которые, как правило, не используют защиту),
прохожие (среди них дети, пожилые люди и животные, в отношении которых действует соответствующий закон),
автомобилисты (ведь внезапно выехавший на проезжую часть самокат создает помехи нормальному дорожному движению со всеми вытекающими последствиями)
Можно ли как-то урегулировать этот вопрос? Чтобы разобраться в ситуации, мы вместе с коллегами из MSK1 поговорили с травматологом-ортопедом, психологом и автоюристом.
«Если вы едете на электросамокате, считайте, что вы за рулем автомобиля»
Петр Волков, травматолог-ортопед
В начале карьеры я работал в травматологическом пункте Москвы. И каждое лето отмечал рост травматизма, связанный с такими видами транспорта, как велосипеды, ролики, самокаты. В основном травмы были не тяжелые: ушибы, ссадины, растяжения. Однако, когда в Москве начался «бум» на электросамокаты, то количество тяжелых травм — переломов костей предплечья, ребер, голени, лодыжек, сотрясений головного мозга (и это не считая бесчисленных ран, ссадин и ушибов) — увеличилось многократно.
Интересный факт
В 2019 году было проведено первое исследование, где подробно изучались типы повреждений, вызванных самокатами, — обычно это переломы и травмы головы, требующие неотложной помощи.
Исследование 2020 года показало, что количество ежегодных травм от электросамокатов выросло с 4582 в 2014 году, до появления проката, до 14 651 в 2018 году, когда они стали повсеместным явлением. Почти треть из них приходится на травмы головы — это более чем в два раза больше, чем у велосипедистов.
В 2021 году ученые обнаружили, что из 397 пациентов отделения неотложной помощи за год только 19 были в момент аварии в шлемах. 25% случаев потребовали хирургического вмешательства. В целом на каждые 100 тысяч поездок приходится 20-25 обращений в отделения неотложной помощи.
Причины такого высокого травматизма заключаются в следующем:
отсутствие защитного снаряжения (оно не предотвратит повреждение, но снизит его тяжесть, что позволит быстрее вернуться к активному отдыху);
невнимательность — тут несколько факторов, в том числе очень много детей и взрослых, которые не знакомы с правилами дорожного движения (ПДД); езда в месте большого скопления людей;
алкогольное опьянение — взрослые, по большей части, особенно в вечернее время, могут кататься не совсем трезвыми, что снижает внимательность и скорость реакции.
Травмы, которые получают как катающиеся, так и те, кого они сбивают, достаточно разнообразные. От банальных ушибов, ссадин и растяжений до переломов со смещением, в том числе и открытых, сотрясения головного мозга, раны различного размера и тяжести, очень характерно осаднение краев и загрязнение раны, что очень часто чревато развитием гнойного воспаления. Все это приводит к чрезмерной загруженности травмпунктов и приемных отделений больниц.
Самая легкая травма — та, которая не случилась, поэтому самое лучшее средство — профилактика
Необходимо носить защиту (шлемы, наколенники и налокотники), но эту рекомендацию на самом деле мало кто соблюдает. Признаться честно, я сам как-то раз катался на электросамокате без защиты и могу сказать, что более практичные и актуальные меры профилактики заключаются в следующем:
соблюдать ПДД: пропускать пешеходов, соблюдать скоростной режим не более 25 км/час, не пересекать пешеходный переход на красный свет;
быть внимательными: банально, но однажды прямо передо мной упало несколько человек, потому что они не увидели выступающую плитку и полетели через руль. Мое мнение: если вы едете на электросамокате, считайте, что вы за рулем автомобиля;
быть трезвыми, чтобы сохранить скорость реакции на внезапно возникшее препятствие.
«С одной стороны, новые технологии призваны облегчить нам жизнь, а с другой — могут нести опасность для нас и окружающих»
Кирилл Яковлев, психолог
В одной из своих статей я объяснял, что физиологически мозг созревает лишь к 25 годам. И хотя в 18–20 лет мы кажемся себе вполне взрослыми, но на самом деле наш мозг еще далек от своей физиологической зрелости, и лучше, если мы будем помнить об этом при совершении тех или иных поступков, включая эксплуатацию электросамокатов.
Также стоит учитывать, что любой навык формируется не сразу. Но иногда мы попадаем под действие эффекта (когнитивного искажения) Даннинга–Крюгера. Люди, имеющие низкий уровень знаний и компетенций в определенной области, значительно переоценивают свои возможности, что приводит к необоснованной самоуверенности и, как следствие, к негативным последствиям.
Немного освоив вождение на самокате, велосипеде, автомобиле или спуск на горных лыжах и сноуборде, люди нередко считают себя уже асами, что приводит к происшествиям и травмам
Мозг предвосхищает положительные эмоции и находится в легкой эйфории, происходит снижение его возможности к рациональному и рассудительному мышлению, что мешает адекватно оценить ситуацию и элементарно спрогнозировать возможные негативные последствия своих необдуманных поступков.
В таких случаях рекомендую применять технику «объясни другому». Стоит посмотреть на себя со стороны, представить на своем месте знакомого и постараться объяснить ему возможные последствия езды на электросамокате среди скопления людей и детей, на высоких скоростях без специального навыка и амуниции, среди движущегося автотранспорта и так далее.
К любому новшеству стоит относиться с определенной долей осторожности. Ведь, с одной стороны, новые технологии призваны облегчить нам жизнь, а с другой — могут нести опасность для нас и окружающих. Не всегда такая опасность очевидна и точно прогнозируема, и мы, к сожалению, встречаемся с негативными последствиями «нового», когда уже может быть поздно. Есть выражение, что «правила дорожного движения (как и правила техники безопасности) написаны кровью». Не стоит забывать об этом и необходимо просто их соблюдать.
Учитывая хотя бы эти элементарные советы, можно предотвратить возможные проблемы для себя и окружающих. Ведь не всегда проблемы поправимы. Это подтвердит любой травматолог или юрист.
«Это бизнес, причем прибыльный, и вряд ли крупные компании готовы просто так от него отказаться»
Максим Едрышов, автоюрист
Проблема с автосамокатами сейчас более чем очевидна для многих. Возможно, самый простой путь, как решить ее быстро, — отменить их. Но по моему убеждению, необходимо вводить много ограничений, в частности, поставить лимит скорости 15 км/ч для шеринга этих транспортных средств.
Когда скорость движения человека на самокате уже 25 км/ч, он представляет угрозу для окружающих и себя самого
Выдвигались даже идеи — обязать сдавать на права тех, кто использует самокаты, но я не считаю, что это даже стоит обсуждать. Все, что действительно реально отрегулировать, — скорость. Также можно внести поправки в свод ПДД — пусть шеринговые сервисы поставят на свою технику эти скоростные ограничения в обязательном порядке.
При поиске решений важно понимать: это бизнес, причем прибыльный, и вряд ли крупные компании готовы просто так от него отказаться. Поэтому ответ — в области создания нормативных актов, по аналогии с теми, которые действуют для сервисов такси, чтобы представители шеринговых сервисов также несли ответственность за использование их потенциально опасной техники.