Ренцо Нерви — некогда успешный художник, а ныне творец-затворник, угрюмый, бескомпромиссный брюзга. Он ненавидит тусовки и критиков и отказывается брать заказы. Большую часть времени пишет масштабные полотна в захламленной квартирке в окружении многочисленных питомцев — только они, кажется, способны выносить его скверный характер.
Его друг Артуро Сильва — арт-дилер. У него собственная галерея в центре Буэнос-Айреса и одна большая проблема: за последние десять лет он не продал ни единой картины приятеля. Нет, Ренцо не стал бездарнее, просто времена изменились. Да и как вообще продавать художника XX столетия в веке XXI, если тот наотрез отказывается играть по правилам рынка и участвовать в собственной раскрутке?
Намучившись с другом, который упорно упускает любую возможность поправить дела, Сильва придумывает, как обвести арт-сообщество вокруг пальца. Так получается «Шедевр» — остроумный разговор об искусстве и возможности художника оставаться независимым в творчестве.
«Искусство может создавать собственную реальность. Не думайте, что вы ее не понимаете. Здесь нечего понимать»
Режиссер Гастон Дюпра играет сразу с несколькими темами. Первая — дружба: неслучайно слоган фильма — «История одной аферы (зачеркнуто) дружбы». Что заставляет Артуро поддерживать отношения с Ренцой, который топит не только себя, но и всех, кто старается ему хоть как-то помочь? В связи между друзьями есть что-то, что перекрывает проблемы и неудобства, но что? Нет ли у нас таких приятелей?
Второй и главный вопрос: можно ли стать успешным художником, не вкладываясь в имидж? Ответ на него однозначный — даже Ренцо, упорно не желающий появляться перед камерами и беседовать с журналистами, объясняет молодому человеку, который навязался ему в ученики: «Ты работаешь методично, последовательно, а кроме того — скромно. А с такими качествами художником не будешь. Чтобы стать успешным художником, надо быть честолюбивым и эгоистичным. Искусство творят потому, что ничего другого делать не умеют».
Еще одна тема: что делает шедевр шедевром, а искусство — искусством? «Искусство может создавать собственную реальность. Не думайте, что вы ее не понимаете. Здесь нечего понимать».
Но чтобы мы, зрители, захотели познакомиться с этой реальностью, потратить время на билет и деньги на стояние в очереди, нужно нас заинтересовать любыми способами. Иногда для этого даже приходится умереть.
Еще несколько фильмов о современном искусстве
«Я стреляла в Энди Уорхола» (1996) — основанная на реальных событиях драма о писательнице и радикальной феминистке Валери Соланс, в 1968 году совершившей покушение на Уорхола. В большей степени эта лента — байопик Соланс, но в ней звучит тема личности художника и его влияния на окружающих.
«Высокий музей, низкий музей» (2008) — комедия о зрителях и мотивах, побуждающих посещать музеи.
«Выход через сувенирную лавку» (2010) — увлекательный псевдодокументальный фильм великого мистификатора Бэнкси об уличных художниках, но больше о том, где кончается настоящее искусство и начинается китч.
«В присутствии художника» (2012) — документальная картина о подготовке Марины Абрамович, «бабушки перформанса», к выставке, которая стала крупнейшим событием в истории перформансов.
«Квадрат» (2017) — шведская социальная сатира на современное искусство, удостоенная «Золотой пальмовой ветви» 70-го Каннского фестиваля.