Сезон «хоа-хоа-хоа»: рассказываем о популярном тренде из соцсетей и разбираем отношения героев «Сумерек» вместе с психологом

Кадр из фильма

Фото

«Кинопоиск»

Сезон «хоа-хоа-хоа»

С наступлением осени в соцсетях появилось огромное количество роликов под саундтрек Eyes on Fire группы Blue Foundation. Именно эта песня играла в первом фильме вампирской саги. У тех, кто знаком с лентой, музыка ассоциируется с дождливой и туманной осенней погодой, характерной для города Форкса в штате Вашингтон, где живет Белла со своим отцом Чарли.

Пользователи шутят, что с наступлением сентября наступает сезон «хоа-хоа-хоа» — эти строки поются в начале песни. Это время кутаться в теплый плед, надевать уютные свитера, пить вкусные горячие напитки и, конечно же, устраивать марафоны по просмотру всех частей «Сумерек». Если вы еще не успели выполнить все эти пункты, то есть целый ноябрь, чтобы это исправить.

А пока мы предлагаем подробнее изучить главных героев — вампира Эдварда, обычную школьницу Беллу, оборотня Джейкоба — и разобраться в их любовном треугольнике вместе с психологом.

О типажах главных героев «Сумерек», их сильных и слабых сторонах

Эдвард

«Ему никто здесь ни пара», — такую характеристику получает Эдвард от школьников. Он производит впечатление не такого, как все, таинственного и особенного. По темпераменту Эдвард меланхоличен. Он пассивен, эмоционально неустойчив, местами пессимистичен. Склонен к интроверсии, самоанализу и рефлексии. Ориентируется, скорее, на уединенность и погружение во внутренний мир, обычно не проявляет инициативу в новых знакомствах. Отстранен, загадочен, недоступен, закрыт и избегает социального взаимодействия.

Эдвард создает впечатление глубокого человека со своими идеалами и ценностями, которого сложно переубедить

В персонаже выражен нарциссизм. Герой харизматичен и использует свое обаяние. Примечательно, что он властно относится к партнеру, стремясь его контролировать, но при этом боится эмоционально сближаться. Вступить в круг «своих» к Эдварду непросто, его внимание и интерес к другому уникальны. Зачастую вампир обращает внимание только на Беллу и тех, кто ей важен, остальные для него будто не существуют.

На первых этапах отношений готов уделять партнеру много времени, быть чутким, вызывать обожание. Однако не стоит забывать, что герой способен резко, без объяснений и исключительно по собственному желанию резко вычеркнуть себя из жизни партнера, стимулируя у него страх потери, растерянность или, что еще хуже, вину. Отношения с Эдвардом — это постоянные эмоциональные качели.

Сезон «хоа-хоа-хоа»: рассказываем о популярном тренде из соцсетей и разбираем отношения героев «Сумерек» вместе с психологом

Кадр из фильма

Фото

«Кинопоиск»

Белла

Важно, что говорит Белла в начале фильме: «Раньше я мало думала о смерти, но, по-моему, отдать жизнь за любимого человека — не худшая смерть». Уже в этот момент становится понятно, что героиня склонна к жертвенности и мазохистическим наклонностям. Она жаждет полного слияния с партнером, защиты и безусловной любви — того, что больше всего требуется ребенку от родителей в детстве.

Белла — романтичная, хрупкая и отрешенная. Как и Эдвард, она отличается от других подростков, что подмечают и ее школьные друзья. Девушка не стремится выделиться среди остальных, предпочитает одиночество шумной компании. Она отказывается от контакта с партнерами, которые предлагают ей реальные, живые отношения — без фантазий, драмы, мистической подоплеки и постоянной опасности, угрожающей ее жизни.

Свою маму героиня называет любящей, суетливой и недалекой, а достоинство отца подчеркивает в ненавязчивости. Несмотря на постоянное общение с родителями, эмоционально они далеки друг от друга. Из реплик видно, что Белле привычно проживать трудности без сторонних вмешательств: «Знаешь, в тишине я обычно страдаю в одиночку».

Заметно и ее проявляющееся депрессивное состояние: «Смерть — это покой, легкость, жизнь труднее»

Самое страшное для Беллы — потеря близкого. По предыстории ясно, что сначала она прервала связь с отцом из-за развода родителей, а после того, как мама вступила в новые отношения, — переехала от нее, возможно, посчитав себя в семьей лишней, неудобной или ненужной.

Два разрыва остаются для героини болезненными и до конца непережитыми, поэтому она готова вступить в опасные для себя отношения с вампиром, минуя страх и естественное желание обезопасить себя. Чтобы исцелить травму оставленности, психика Беллы хочет закрыть гештальт: ее наконец выбирают, а не бросают. «Я не тебя боюсь. Я боюсь тебя потерять, что ты вдруг исчезнешь», — говорит Белла Эдварду.

Не бросай, не уходи, не гони меня — девушка регулярно транслирует свой страх снова потерять близкого

Со старшеклассницей все время происходит что-то на грани жизни и смерти, но родители совершенно не знают, чем живет их единственная дочь, они не сталкиваются с ее реальностью и проблемами. Она, в свою очередь, предпочитает скрывать происходящее от матери и отца. Возможно, потому, что боится рискнуть снова быть неуслышанной или незащищенной.

При этом Чарли регулярно выдает дочери средства для самообороны, но его защита несущественна для тех ситуаций, в которых находится Белла. Папа обеспечивает ее безопасность только символически, поэтому героиня продолжает искать защиты от мужчины вовне.

Нехватка любви толкают ее к зависимости, быстрой идеализации партнера, который даже не человек, и толерантности к нарушению границ. Ее поведение часто аутоагрессивно и направлено на получение адреналина — источника для восстановления чувствительности и яркости жизни, через него же она ментально связана с Эдвардом. Любовь для Беллы равно опасность, риск и страх.

Джейкоб

Сезон «хоа-хоа-хоа»: рассказываем о популярном тренде из соцсетей и разбираем отношения героев «Сумерек» вместе с психологом
Фото

«Кинопоиск»

Маскулинный, общительный, обладает лидерскими качествами и неплохим чувством юмора. Джейкоб символизирует жизнь, в чем противоположен холодному, «бледнолицему» Эдварду.

Персонаж — горячий, как в физическом плане: смуглый, с динамичной речью, высокой температурой тела, так и эмоциональном: вспыльчивый, прямой, способный проживать яркие эмоции. К тому же его действия ясны и конкретны. Ради Джейкоба Белле не нужно приносить себя в жертву, меняться или выбирать между любовью и родными. Однако герой временами слишком настойчив и не далеко не всегда уважает границы другого.

По темпераменту он холерик — активный, энергичный, экстравертный. Проживает эмоции ярко, умеет убеждать и вести за собой других. Именно рядом с ним Белла ощущает тепло и восстанавливается от болезненного разрыва с Эдвардом. «С ним я снова чувствую, что живу», — говорит девушка.

«Красные флаги» в отношениях

Белла и Эдвард

Загадочность, скорость, сила, бессмертие — Эдвард демонстрирует эксклюзивность, чем очаровывает Беллу. Первое, на чем основывается их общение, — игра в «горячо-холодно», разрушительная привычка вампира то привлекать школьницу, то отталкивать ее от себя. Так, впервые сидя с Беллой за одной партой, он морщится от ее запаха, а затем демонстративно уходит и просит перевести его на другой предмет. Интерес девушки рождается там, где началось отвержение со стороны Эдварда. Дальше их отношения подпитывают регулярные эмоциональные качели.

В этом случае идеальный пазл для зависимых отношений — мазохизм и нарциссизм

Вспомним, что Эдвард достаточно быстро вторгается в личное пространство Беллы: пытается понять ее внутренний мир, задает личные вопросы о семье и ее желании переехать к отцу. Вампир хочет знает о девушке все, но о себе предпочитает ничего не рассказывать или увиливать от ответов, тем самым сохраняя образ недостижимости.

Герой постоянно подтверждает свою недоступность и пытается убедить Беллу, что с ним ей будет плохо: «боюсь, тебя ждет разочарование», «нам нельзя дружить», «если ты умная, держись от меня подальше». Старшеклассница отвечает, что на перемены в настроении Эдварда у нее «аллергия», но именно такое поведение ее и цепляет. Героиня пытается понять, что скрывает от нее парень, а вампир не может прочитать мысли школьницы. Персонажи друг для друга загадка, что только только усиливает их взаимное влечение.

Кроме того, Эдвард следит за Беллой, прикрывая свою склонность к сталкерству заботой

К тому же он постоянно ее контролирует: ломает машину, чтобы сорвалась встреча с Джейкобом, следит за тем, как девушка спит, регулярно появляется в ее доме без предупреждения, нарушая границы личного пространства.

В его стиле резко прийти и также резко уйти. Несмотря на то что герой помогает Белле в критических ситуациях, его защита иллюзорна, ведь во многом он сам создает для нее опасность.

«А что, если я не герой? Может быть, я злодей?», «Я создан убивать, и я убивал людей. Я хотел убить тебя» — Эдвард показывает свою темную сторону и будто бы даже получает удовольствие, запугивая Беллу, но каждый раз школьница отрицает страх рядом с ним. Девушка готова отдать любимому душу и обратиться, не узнав его достаточно хорошо. Она не видит смысла жизни без вампира и теряет интерес ко всему, кроме него.

Это сильная созависимая связь. Примечательно, что героиня спит с книгой «Ромео и Джульетта». Похожий трагический сюжет Белла пытается создать и в своей жизни.

Сезон «хоа-хоа-хоа»: рассказываем о популярном тренде из соцсетей и разбираем отношения героев «Сумерек» вместе с психологом

Кадр из фильма

Фото

«Кинопоиск»

Белла и Джейкоб

Джейкоб более стабилен в своих действиях и выборе, однако как партнер Белле он кажется скучным, поскольку не дает ей нужных эмоций и выброса адреналина. При этом от парня девушка принимает подарки, а от Эдварда нет, объясняя такое решение тем, что ничего не может дать взамен. Это говорит о ее неуверенности в себе. Школьница считает себя недостаточно подходящей или хорошей партнершей для вампира.

Когда Эдвард бросает Беллу, Джейкоб оказывается рядом, готовый утешить, и пользуется уязвимым положением школьницы

В этот момент он делает решительные шаги, стремясь завоевать ее сердце, но ведет себя очень властно. Парень манипулирует героиней, как и вампир, нарушает ее личные границы — например, когда целует без согласия, ведет себя агрессивно и отвергает потенциальных поклонников Беллы. В удобный для себя момент позволяет Эдварду решить, что девушка погибла.

Любовный треугольник

Эдвард, Белла и Джейкоб иллюстрируют отношения Преследователя — Жертвы — Спасателя. Персонажи взаимосвязаны, и каждый из них получает свое. К тому же старшеклассница тяжело переживает одиночество и оставленность, поэтому рядом с ней всегда кто-то есть.

Можно также предположить, что Эдвард и Джейкоб — две конфликтующие стороны Анимуса, внутреннего мужчины Беллы. Один — безжизненный и холодный, другой — горячий и инстинктивный. Между ними героиня мечется, пытаясь интегрировать все свои части личности. Под влиянием психотравм школьницы Эдвард кажется ей более привлекательным. К тому же персонаж больше похож на отца Беллы.

Они с Эдвардом — две полярности света и тьмы. Через их отношения может произойти высвобождение запертых частей личности у обоих партнеров. Так, Белла встретится со своей Тенью, переродится, готовая к новой, взрослой, жизни, а Эдвард — со своим Светом, который, вероятно, поможет герою разрешить внутренний конфликт через прощение самого себя за то, кем он стал.

Анастасия Ястремская

Психолог-консультант