С момента выхода «Атомного сердца» прошло чуть больше недели, но оно уже успело наделать шума в интернете. Всего за семь дней Atomic Heart получила множество положительных оценок от критиков и стала одним из самых успешных релизов среди игр, выпущенных в 2023 году. Социальные сети уже заполонены обзорами, обсуждениями и прохождениями игры, а людей, ни разу не слышавших об Atomic Heart, сложно встретить даже среди тех, кто максимально не заинтересован в этой индустрии.
Действие игры разворачивается в альтернативном СССР, в котором процветает производство роботов, облегчающих жизнь людей. Когда человечество сталкивается с чумой, надежда возлагается именно на помощь роботов, однако внезапно изобретения восстают против людей, и главный герой решается отыскать причину катастрофы.
И все же особый интерес у публики оказался вызван не столько советской эстетикой и сюжетом игры, сколько сексуализированным внешним видом роботов-близняшек. У персонажей отсутствуют черты лица, акцент сделан именно на фигуре. Близняшек создатели игры наделили большой грудью, тонкой талией, длинными ногами и широкими бедрами.
Девушки-роботы стали, пожалуй, основной ассоциацией с игрой
Внешность близняшек породила целую волну дискуссий в интернете. Многие пользователи сети обратили внимание на актуальность проблемы сексуализации женских персонажей в играх (приписывания им эротической составляющей). Они пишут, что подобный дизайн роботов является последствием одержимости людей темой секса, а также отношения к женскому телу как к сексуальному объекту. Многих смущает и тот факт, что персонажи оказались сексуализированными, не являясь даже людьми.
Нередко в комментариях пользователей встречается и термин «гиперсексуализация».
Нашлось и немало игроков, не согласных с наличием у игры какой-либо проблематичности. Они пишут, что дизайн роботов и пошлые отсылки в Atomic Heart можно оправдать рейтингом 18+ и сатирическим изображением СССР. Некоторые считают споры вокруг внешности близняшек последствием массовой тенденции к поиску «грехов» во всех медиапродуктах.
«Гиперсексуализированные образы негативно влияют на отношение людей к собственному телу»
Лусине Цамерян, психолог
Создатели видеоигр зачастую используют сексуализацию в качестве инструмента продаж. Разработчики обращаются к стандартным идеалам красоты и максимально приближают к ним героев игр. В некоторых случаях женские персонажи наделяются даже абсурдно идеальными телами, очень далекими от реальности. Именно женщины чаще всего становятся жертвами сексуальной объективации (отношения к человеку исключительно как к объекту для сексуального удовлетворения). Так, в 2010 году ученые
Гиперсексуализированные образы могут негативно влиять на самовосприятие людей и их отношение к собственному телу. Как женщины, так и мужчины могут сравнивать себя с этими идеализированными образами, сталкиваясь с невозможностью соответствовать им. Потому что они основаны на безупречности, которой не существует в реальном мире. В такие моменты они начинают испытывать дискомфорт, предъявлять больше претензий к своему телу. А это может приводить к скованности, снижению самооценки, социальной изоляции, депрессии.
И это касается не только восприятия человеком самого себя, но и восприятия им окружающих. Так, например, сексуализация женщин может приводить к их обезличиванию мужчинами. Женщины из-за этого начинают восприниматься не как полноценные личности, а лишь как набор функций для удовлетворения сексуальных желаний.
Гиперсексуализированные образы также могут негативно сказываться и на качестве наших романтических отношений. Мы можем столкнуться с разочарованием или нежеланием мириться с тем, что реальные тела мужчин и женщин очень разные и могут сильно отличаться от тех идеальных образов, которые мы видим в масс-медиа.
Клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии