Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Стиль жизни/Россияне сходят с ума от «Пыяла» группы АИГЕЛ: в чем секрет вирусности песни
Россияне сходят с ума от «Пыяла» группы АИГЕЛ: в чем секрет вирусности песни
Сериал «Слово пацана» открыл трек из 2020 года под названием «Пыяла» — под хит на татарском языке снимают видео драк, эстетики восьмидесятых и не только. Разобрались, почему песня стала виральной.
Саундтреком к сериалу стала песня группы АИГЕЛ «Пыяла» — она исполняется на татарском, но это не помешало ей стать вирусной и покорять музыкальные чарты. Она звучит в каждом эпизоде сериала, под нее происходят самые драматичные сюжетные повороты.
По данным «Коммерсанта», песня в декабре возглавила чарт Shazam — популярного сервиса распознавания музыки. Сейчас этот трек занимает первое место в Яндекс.Музыке, обогнав хиты ANNA ASTI и Басты, и лидирует в топ-чарте ВК Музыки. Недавно в Telegram завирусилось видео, на котором школьники из Тольятти ставят сценки из сериала и некоторые песни, прозвучавшие в сериале.
Песня «Пыяла» даже добралась даже до российского спорта. 25 декабря под нее на Чемпионате России по фигурному катанию выступила Камила Валиева — в 2022 году для своего номера она выбрала другую вирусную песню, хит Леди Гаги «Bloody Mary», прозвучавший в сериале «Уэнсдей».
Как создается вирусный контент?
Екатерина Добронравова, психолог
Первая причина — из области социальной психологии. Мы социально обусловленные существа и всегда стремимся становиться частью чего-то большего. Каждый раз, когда мы видим набирающий в массах тренд, нам хочется к нему приобщиться, потому что в этот момент мы чувствуем себя банально не одинокими. Осознание того, что есть еще какие-то люди, с которыми можно разделить интерес, увлечение, дает нам ощущение глубокой удовлетворенности.
Возникающее чувство сопричастности повышает в крови уровень окситоцина — гормона привязанности, доверия
Это тот самый гормон, который вырабатывается во время обниманий и дает ощущение счастья. То есть, ощущая себя сопричастным к чему-то, человек действительно чувствует себя счастливее.
Вторая причина — из области нейрофизиологии и связана с игрой синапсов. Это психологическая теория, которая лежит в основе очень многих маркетинговых концепций, в том числе создания вирусного контента.
Cинапс — это место контакта либо между двумя нейронами, либо между нейроном и клеткой, получающей сигнал от нейрона. Примерно то же самое происходит, когда мы соединяем увиденную или услышанную в сериале популярную фразу или сцену со своей творческой идеей, создавая новый контент.
Соединяя идеи из разных сфер жизни, человек реализует свой творческий потенциал, что мы и наблюдаем сейчас в коротких видео, мемах и шутках на тему. Делясь своим творчеством, проявляя его миру, мы чувствуем себя более счастливыми и реализованными.
Почему песня стала популярной?
Анастасия Черница, клинический психолог
Саундтреки — не просто фоновое сопровождение сериала. Они мощно воздействуют с точки зрения психологии на человеческие эмоции: могут вызывать напряжение, радость, грусть и создавать общее настроение, которое влияет на восприятие происходящего на экране. Однако хороших сериалов много, почему же именно этой песней сегодня заполнены соцсети?
Песню так часто используют для рилсов и тиктоков, что даже те, кто еще не смотрел сериал, ее узнают
Существует три причины, одна из которых в том, что «Слово пацана» — впечатляющий сериал, который оказался близким нескольким поколениям.
АИГЕЛ выпустили песню «Пыяла» еще в 2020 году, но популярной она стала только с выходом серала. Многие считают, что в сериале романтизируется криминальный образ, кроме этого, он показывает проблемы:
бедность в глубинках;
стигматизация насилия и виктимблейминг;
ПТСР участников боевых действий, последствия чего наблюдали после Афганистана и Чечни.
Чем понятнее проблематика сериала, тем сильнее мы проникаемся и ассоциируем себя с героями. Саундтрек «Содержанок» тоже стал достаточно популярным, однако срез людей, кому понятны душевные терзания богатых и власть имущих и кто ассоциирует себя с ними, сидя в уютном баре на Патриках, куда меньше тех, кто живет в «замкадной» реальности.
Стоит отметить еще две причины, популярности трека.
Песня сопровождала самые эмоционально окрашенные моменты, поэтому у людей сформировалась прочная ассоциативная нейронная связь. События, вызывающие эмоции, запоминаются лучше, чем нейтральные. Они обрабатывается мозгом лучше всех прочих внешних стимулов и дольше остаются в памяти. Когда мозг распознает эмоционально окрашенный стимул, выделяется дофамин, который участвует в процессе запоминания и обработки информации.
Мотив и слова песни очень простые и легко запоминаются. Ученые выяснили, что чем проще песня, тем она быстрее становится хитом.
Как появляются тренды?
Марк Шишлёв, руководитель музыкального лейбла
Популярные события произведения делают популярными то, что с ними связано. Два самых ярких примера в мировом кинематографе:
очки Ray-Ban, продажи которых выросли кратно после кинокартин, в которых их носил Том Круз («Человек дождя», «Лучший стрелок»), а также Майкл Джексон на вручении Grammy;
Песня «Bang Bang», записанная в 1960-х, но ставшая суперпопулярной после выхода «Убить Билла» Квентина Тарантино.
Существует несколько причин, по которым пытаются повторить что-то узнаваемое из популярных клипов или кино.
Во-первых, это способ выразить любовь. Когда люди видят что-то, что им нравится, они хотят поделиться этим с другими и показать, что они являются частью определенного сообщества. Вирусные эффекты дают такую возможность. Они позволяют почувствовать себя частью чего-то большого.
Во-вторых, попытка повторять что-то узнаваемое — это способ привлекать к себе внимание
Вирусные эффекты работают по принципу цепной реакции, но должны быть актуальными, запоминающимися и зрелищными. В данном случае все атрибуты сходятся:
поведение и отношения героев сериала (актуальность);
драки как само явление, с которым соприкасались многие (впечатления или личный опыт);
в уличных видео могут быть любые события, участники или места (зрелищность, неожиданность).
Екатерина Добронравова
психолог
Анастасия Черница
нейропсихолог
Марк Шишлёв
основатель и руководитель музыкального лейбла Label Cantroll