Это не то, о чем вы подумали
Ролевые игры — это особый жанр настольных игр, где мастер игры, он же автор, придумывает мир и описывает происходящие там события. А каждый игрок — персонаж этого мира. Мастер игры создает ситуацию, в которой участникам предстоит принять решение, как дальше действовать. Одна партия игры может длиться от нескольких часов до дней и даже лет. Мир, который создает мастер игры, реагирует на действия персонажей.
Игроки вольны сами выбирать, как им действовать в каждой ситуации, — и не всегда это тот выбор, который предполагал мастер. В отличие от любой компьютерной RPG, сюжет тут создаете вы вместе, и игра часто заканчивается совсем не так, как предполагал ее создатель. Это безграничное поле возможностей и отличает настольные ролевые игры от других жанров.
Лучше б делом занялись?
Техники мотивации людей с помощью создания игрового опыта уже прекрасно зарекомендовали себя, например, в корпоративной культуре. Они помогают развитию софт-скиллов — навыков, связанных с личностными качествами. А это ценно и важно не только для карьеры, но и для любых отношений с другими людьми в повседневной жизни. В ролевой игре участники много разговаривают друг с другом. В рамках рабочего процесса сказать коллеге, например, «Ты лжец и предатель» невозможно. А вот в игре от лица персонажа такой опыт получить можно. Благодаря этому участники в неформальной обстановке развивают навыки коммуникации и социального взаимодействия.
Искусство переговоров
Практически любая командная игра требует умения слушать и договариваться. Во-первых, игроку надо слушать мастера, чтобы уловить детали мира. Мастер может давать подсказки — их надо замечать. Во-вторых, важно уметь договариваться с другими игроками о совместных планах (в игре и вне ее). Нужно учиться слышать других игроков: они отыгрывают своих персонажей, у которых есть чувства, планы, намерения. А это практически живой тренинг по развитию социального и эмоционального интеллекта.
Прокачка креативности
Настольные ролевые игры отлично развивают воображение. Если в компьютерной игре персонаж может делать ровно то, что запрограммировано, то в настольной ролевой игре участник может сделать все что угодно с поправкой на законы физики и магии этого мира.
Ситуация: игрок открывает дверь, а оттуда выходит толпа зеленых гоблинов с недобрыми намерениями. Кто-то принимает бой, кто-то догадывается убежать. Но вариантов на самом деле гораздо больше. Можно сделать и что-то совершенно невообразимое: «Ребята, наконец-то, мы вас уже два часа ждем, где селедка?» Что? Какая селедка?
Игроки учатся тому, что нестандартные решения имеют последствия. В рамках настольной ролевой игры есть возможность пережить такой социальный опыт, который в обычной жизни случаются очень редко. Можно экологично и безопасно попробовать себя с позиции силы, слабости, обмана, блефа… В жизни на это уйдут годы.
Тактика и стратегия
Игрокам приходится учитывать, что в игре есть события непреодолимой силы, о которых важно помнить, принимая те или иные решения. Это история про развитие тактического планирования и умение подавать сигналы друг другу. Все это довольно близко к тому, что происходит в реальной жизни.
Важно не забыть и про стратегию: игроки должны следить за задачами не только в рамках одной битвы. Все действия должны следовать в направлении главной цели — собственно, как и в жизни. Как в рабочих взаимоотношениях, так и личных.
Игра сближает
Игроки впоследствии часто становятся товарищами или даже друзьями в реальности. В современном мире люди чаще общаются по узким задачам — рабочим или бытовым, а в более глубокие отношения не вовлекаются. В игре участники проживают вместе сюжет, принимают совместные — и зачастую непростые — решения, сталкиваются с довольно сильными эмоциями. Это сплочает и создает связи, которые в обычных условиях бы не появились.
Пригодится ли все это в работе?
Ролевые игры — это всегда про команду. У каждого героя есть свои навыки, экипировка, сильные и слабые стороны. И важно понимать, как игроки могут помочь друг другу, чтобы максимально раскрыться. Помимо прокачки софт скиллов, это способ обретения горизонтальных связей на работе: более близкое знакомство с товарищами по работе. В перспективе такое взаимодействие между коллегами может привести к какому-либо совместному проекту и лучшему пониманию друг друга. Например, в реальности в рабочем процессе руководитель не всегда может определить, почему участник его команды молчалив и безынициативен. Игра это выявляет.
Игровой формат может помочь участникам открыть в себе ранее скрытого лидера. Например, когда все идет не по плану, в команде зачастую выявляются ситуативные или постоянные лидеры. Обнаружив в себе это качество, его можно продолжить культивировать и в жизни.
Игры помогают добиться гендерной нейтральности. Любой персонаж любого пола может быть кем угодно. Пол персонажа может не совпадать с полом игрока. В обществе, где все еще сильны гендерные стереотипы, это прекрасный способ их разрушать.
Итак, настольные ролевые игры — это отличный способ тимбилдинга. Он куда более эффективен, чем давать читать команде свод корпоративных правил. Неформальное и наполненное общение создает отдельную субкультуру: общие планы, воспоминания и даже общие шутки — «это так же просто, как гоблинам селедку продать».
руководитель отдела Message Bus в OzonTech
руководитель службы инструментов репозитория Яндекса