Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Стиль жизни/«Продолжатель чеховских традиций»: кто такой Юн Фоссе и почему он выиграл Нобелевскую премию по литературе
«Продолжатель чеховских традиций»: кто такой Юн Фоссе и почему он выиграл Нобелевскую премию по литературе
Норвежский поэт, писатель и драматург Юн Фоссе стал новым лауреатом Нобелевской премии по литературе. Главный редактор Psychologies.ru Александр Акулиничев прокомментировал эту победу.
В Стокгольме объявили имя нового лауреата Нобелевской премии по литературе. Им стал 64-летний норвежский писатель Юн Фоссе. Победы он удостоился «за новаторские пьесы и прозу, которые дают голос невыразимому».
«В его работах есть большая теплота и юмор, а также наивная уязвимость на фоне резких образов человеческого опыта», — также сообщается в заявлении Нобелевского комитета.
Дебют Фоссе состоялся еще в 1983 году — тогда вышел в свет его роман «Красное, черное», первая же пьеса «И мы никогда не расстанемся» была опубликована в 1994-м.
В России между тем издавались лишь три его книги: «Септология», «Трилогия» и «Когда ангел проходит по сцене» (издательства «ЭКСМО» и АСТ).
«На поверхности — треп и ничегонеделание, а за сценой — экзистенциальная бездна»
Александр Акулиничев, главный редактор Psychologies.ru
Нобелевская премия Юну Фоссе — ни капли не сюрприз для литературной общественности: норвежский писатель, драматург и поэт уже много лет фигурирует в топ-листе букмекеров. В отличие от многих лауреатов, его неплохо знают и в России — по крайней мере, общественность театральная: спектакль «Однажды летним днем» (по одноименному произведению Фоссе) театра им. Г. Камала (Казань) номинировался на «Золотую маску», а театр «Школа драматического искусства» и вовсе проводил в 2018 году «Фестиваль Фоссе», показывая постановки его пьес несколько вечеров подряд.
Юн Фоссе с Россией связан не только тем фактом, что в нашей стране многократно его ставили. Одна его дочь училась в старшей школе в Мурманске, другая — фанатела от «Маши и медведя», подсадив на мультсериал всю семью, а сам норвежец безусловно выступает продолжателем чеховских традиций в драматургии.
Как и для Чехова, для Фоссе критически важны паузы между словами, тишина и отсутствие прямого высказывания — между строк, произносимых артистами, содержания больше, чем в самих словах. Прямо как в жизни, прямо как в «Чайке» и «Вишневом саде»: на поверхности — треп и ничегонеделание, а за сценой — экзистенциальная бездна, выстрелы, удары топора. Фоссе идет еще дальше своего предшественника и порой оставляет в пьесах одну только недосказанность, и эта недосказанность завораживает.
В жизни мы никогда не знаем истинных намерений человека, да даже собственные желания и устремления не всегда можем оценить. В этом смысле Юн Фоссе предельно достоверен, сколь бы модернистскими и сложными его произведения ни казались на первый взгляд: чужая душа — не просто потемки, а мрак над полуночным фьордом, и редкое проходящее мимо суденышко может его на секунды развеять.
Недаром и Нобелевский комитет подчеркнул, что тексты Фоссе «дают голос тому, о чем невозможно говорить», — прекрасная формулировка!
Хочется отдельно сказать, что норвежская литература стала настоящим феноменом последних десятилетий. И дело не только в мрачных детективах Ю Несбё и наивных поделках Эрленда Лу: те, у кого есть читающие дети, наверняка наслышаны и о Марии Парр, и о Ларсе Соби Кристенсене. А вторым новрежцем в списке на Нобелевскую премию после Фоссе много лет значится Карл Уве Кнаусгор, устроивший настоящий душевный стриптиз в своей шеститомной провокации под названием «Моя борьба». Юн Фоссе, несомненно, возвышается над всеми ними и помогает остальным становиться лучше: тот же Кнаусгор у старшего коллеги буквально учился на курсе, который сегодня назвали бы creative writing.
Норвегия пестует и поддерживает своих многочисленных авторов: после того, как ты издашь книгу, ты становишься членом Союза писателей и получаешь регулярную стипендию, которая помогает оставаться на плаву даже при скромных продажах. Фактически в богатой скандинавской стране построили систему, напоминающую советскую, разве что дали творцам свободу писать так, как они пожелают, и о том, о чем захотят. Это приносит плоды — не только премии, но и грандиозное промо для всей норвежской культуры по миру. Можем немного позавидовать!