Из всех противоречий марта меня всегда возмущала именно погода: почему месяц — весенний, а холодно, как будто зима? Даже в Краснодаре март редко радовал нас по-настоящему весенним теплом. Объяснение нашлось, и оно не связано с климатом.
Весна не опаздывает, весна задерживается
До 1492 года на Руси с мартом встречали новолетие, то есть Новый год. А в дохристианскую пору, согласно гипотезе археологов, начало нового года приходилось на весеннее равноденствие — конец марта. Наши предки жили тогда по солнечному календарю и встречали весну настоящую, астрономическую.
С христианством пришел на Русь строгий Великий пост. Прежнее «новолетнее» разгулье пришлось передвинуть с 22-24 марта на более ранние даты. Весна стала запаздывать на целых три недели!
В некоторых русских диалектах по-особенному назывался и первый день марта — «новичок»
В этом году Масленичная неделя «стартовала» 8 марта, а Великий Пост начнется 15 марта. Многие обычаи в народных гуляниях Масленицы отражают новогодний круговорот, в котором умирает старый мир и рождается новый. Это культ предков и поминовение умерших (блины — ритуальная пища), очищающий огонь, обрядовое веселье.
В некоторых русских диалектах по-особенному назывался и первый день марта — «новичок». Кстати, до того как на Русь пришло византийское слово «март», наши предки величали его «сухый» или «сухий», то есть безводный, ведь кое-где уже все-таки таял снег и подсыхала земля. А мартом его назвали в Древнем Риме в честь бога войны Марса — именно в это время там начиналась сезонная военная кампания.
«Похороны деда» 18+
Первый день Масленичной недели интересен обычаем, который и сейчас помнят на севере Белорусии, — «Похороны деда». Участвовать в нем разрешено только взрослым, так как в нем присутствуют элементы эротики. Обычай входит в список элементов нематериального историко-культурного наследия и охраняется государством. Все очень серьезно!
По традиции в избе собираются жители деревни или села, в основном женщины. Неженатым и незамужним в старину не разрешалось участвовать в этом обряде, но сейчас для сохранения обряда молодежь все же привлекают.
Посреди избы лежит чучело якобы умершего деда. Обряжен он как настоящий покойник, за одним исключением — ярко выражено «причинное место». Чаще всего туда ставят морковку, причем она должна торчать вверх.
Называют деда Тимкой или Сидоркой. Женщины сидят вокруг него и рыдают. Рассказывают, как он якобы жил: долго, много и хорошо трудился, непременно был кутилой, об интимных подвигах его знала вся деревня. Умер «дед», подавившись костью.
От того, с какой силой возрождается природная сила земли, зависит будущий урожай и жизнь земледельца
Люди, видевшие этот обряд, рассказывают: женщины так натурально рыдают, что позавидовали бы даже профессиональные актеры. Это нужно для того, чтобы посторонний человек принял театральное горе за настоящее, зашел в дом, проявил участие и таким образом приобщился к обряду. Затем Тимку несут за околицу и хоронят, закапывая в снег. Ну а потом — гуляния и всеобщее веселье.
Зачем вся эта игра? Ритуал прощания со старым — это понятно. Но для чего покойнику морковка? Ответ стоит искать очень глубоко, в земледельческих традициях наших славянских предков. Этнографы описывают похожий обряд: шуточные похороны Ярилы, которого олицетворяет кукла с огромным фаллосом.
Ярило или Ярила — это персонификация праздника весны. От того, с какой силой возрождается природная сила земли, зависит будущий урожай и жизнь земледельца. Поэтому на похоронах отжившего (соломенного чучела Деда или Ярилы) важно уделить внимание будущему воспроизводству, отдать почести плодородной силе земли.
Первый блин — не комом
А что же с блинами? Велик соблазн связать круглый блин с формой солнца. Но нет, не потому их пекли на Масленицу. Блины — это ритуальная пища, которая традиционно была связана с поминками. И появляются они весной именно в этом контексте.
Почему на Масленицу важно почтить предков? В крестьянской картине мира ушедшие в землю могли повлиять на силу ее плодородия. Кстати, кулачные бои — масленичная забава — по сути, и не забава вовсе, а тоже элемент поминальной обрядности. Дело в том, что у некоторых славянских народов был обычай в честь покойного устраивать спортивные состязания.
Первый масленичный блин был очень важен: его посвящали предкам. Его помещали на слуховое окошко или относили на кладбище. А вот растиражированная история про медведей, так называемых «комов», в лес к которым полагалось отнести этот блин (отсюда и пословица), не находит подтверждения в исторических источниках.
«Полно, летите, летите…»
Хватит уже про похороны да поминки, месяц-то весенний! Окликали, зазывали весну в деревнях уже в начале марта. Женщины и девушки бросали свои работы с пряжей — пора было завершить это зимнее дело — и с детьми взбирались на амбары, напевая: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко».
В марте много примет и обычаев связано с птицами. И один из них пришелся бы по душе нашим экологам. В XIX веке в самом центре Москвы, напротив Охотного ряда, с самого утра и до темноты люди покупали птиц и выпускали их из клеток на волю. Девятого марта традиционно пекли «жаворонков» из хлебного теста, посылали их родным и близким.
В прошлом году мы вспомнили про этот обычай с подругой и детьми. Но в этом зима была такая снежная, долгая, холодная и злая, что я бы, честно говоря, «жаворонками» не ограничилась — пора лезть на амбар окликать весну.