Жизнь Сильвии Плат, которую сравнивали с Мариной Цветаевой и Мэрилин Монро, сложно назвать легкой. Мир она видела в темных тонах, в то время как радости жизни ей были практически недосягаемы из-за расстройства психики.
Известной американской поэтессе сложно было преодолевать трудности, с которыми она сталкивалась на протяжении всей своей жизни: творческие кризисы, неудачи и предательства в любви, непростые отношения с родителями и социумом, которые навязывали правила, противоречащие ее внутренним убеждениям. Депрессия делала ее слабой — затуманивала разум и подавляла силы, постепенно разрушая личность. В конечном счете болезнь, предвестники которой стали проявляться у Сильвии еще в детстве, привела ее к самоубийству.
Мама плюс папа равно одиночество
Несмотря на то что семья Сильвии Плат казалась для общества того времени благополучной, ее отношения с родителями были непростые. Мать уделяла ей мало внимания, потому что была полностью поглощена заботой о младшем сыне, который постоянно болел. А папа на общение с дочерью и сыном выкраивал не больше одного часа в день, за который они должны были продемонстрировать ему свои умственные способности и рассказать об успехах в учебе. На этом аудиенция с детьми заканчивалась, и он удалялся в свой кабинет.
Подобная модель взаимоотношений с родителями, в которой было минимум любви, теплоты, заботы и внимания, повлияла на формировании личности будущей поэтессы.
Но самое большое потрясение маленькая девочка испытала, когда умер ее отец. Эта детская травма, преследовавшая ее всю жизнь, подтолкнула девятилетнюю Сильвию к творчеству — сочинению стихов, в которых она могла выражать свои переживания.
…Ты не напялишь впредь, уж не напялишь
Свой аспидный сапог,
В котором тридцать лет я, как нога,
Жила несчастною и бледной,
На вздох или на чих едва решаясь…
Уже в возрасте тридцати лет, незадолго до своей смерти, она посвятила отцу стихотворение, которое так и называется — «Папочка». В его строках Сильвия называет его «ублюдком» и обвиняет в том, что его темная личность раскусила пополам ее сердце. Об отношении поэтессы к отцу строчки говорят сами за себя.
ИЗНАНКА КОНФОРМИЗМА
Заложенные установки в детстве — следовать правилам общества, быть лучшей и нравиться обществу — сделали Сильвию Плат прилежной ученицей. Она старалась не только учиться, но и жить на отлично — быть лучшей во всем. И у нее это очень хорошо получалось, пока Сильвия не поступила в колледж.
Там она начала испытывать дискомфорт от строгих правил и сложного учебного процесса. Ее удручала неоходимость жить по установленным канонам, которые душили ее личность.
ГОРОД РАЗРУШЕННЫХ ГРЕЗ
Свои мысли и чувства девушка активно выплескивала в слова, фразы и предложения, которые складывались в литературные произведения. Вскоре ее талант заметили, и Плат стали публиковать в различных изданиях. А затем пригласили на трехмесячную стажировку в качестве редактора в нью-йоркское издание журнала «Мадемуазель» («Mademoiselle Fiction»).
И вот Сильвия оказалась в городе возможностей — Нью-Йорке. Но если кому-то этот город помогал открывать новые перспективы, то на нее он давил — поэтесса чувствовала себя еще более одинокой, подавленной и потерянной. Толпа и бесконечные гонки за успехом в большом городе начали ее тяготить. После долгих лет жизни с установкой «быть совершенной во всем» она выдохлась.
ПОД ГНЕТОМ ДЕПРЕССИИ
Из Нью-Йорка Сильвия вернулась домой в плохом физическом и эмоциональном состоянии. А когда узнала, что не сможет продолжить учебу в колледже из-за нехватки денег, и о том, что ее не приняли на литературные курсы в Гарвард, ее психика сильно пошатнулась.
Плат всегда стремилась к совершенству, но из-за удручающих обстоятельств оказалась в тупике и не понимала, как ей жить дальше. На фоне всех происходящих в ее жизни событий у нее началась тяжелая депрессия.
Она наносила себе увечья и говорила о самоубийстве, а также практически не ела и не спала
Из-за этого мать Сильвии отправила ее к психиатру, которая сообщила, что у девушки очень серьезное психическое расстройство. Эта новость и накопившаяся эмоциональная усталость подтолкнули Сильвию к попытке самоубийства. К счастью, ее удалось спасти.
После этого случая Плат отправили на лечение в психиатрическую клинику. Там она принимала медикаменты и проходила курс электросудорожной терапии (ЭСТ), которая сама по себе также стала тяжелым испытанием.
ПОД СТЕКЛЯННЫМ КОЛПАКОМ
Все события, которые происходили с девушкой в Нью-Йорке и после ее возвращения домой, включая попытку самоубийства и лечение в психиатрической клинике, Сильвия Плат описала в романе «Под стеклянным колпаком». Особый акцент в своем произведении она сделала на патриархальном американском обществе середины 60-х, в котором женщины имели не равные с мужчинами права и возможности.
Главная героиня романа Эстер пыталась изолироваться в вакууме, то есть под колпаком, от социума, который давил на нее своими нормами и правилами и вызывал уныние и подавленность. Про свою болезнь она писала: «Я чувствовала себя бессильной и преданной, словно шкура, сброшенная каким-то ужасным зверем. Было облегчением избавиться от зверя, но он, похоже, забрал мой дух и все остальное, что смог утащить».
БЕЛАЯ ПОЛОСА В ЖИЗНИ ПОЭТЕССЫ
После лечения и прохождения курса психотерапии жизнь Сильвии стала потихоньку налаживаться. Она смогла осуществить свою мечту — поступить на литературный курс в Гарвард, а также восстановиться в колледже, где написала дипломную работу «Двойничество в творчестве Достоевского».
За нее она получила грант, позволивший ей продолжить учебу в Кембрижде, где она обрела комфортную для себя среду и завела друзей. Это был самый счастливый и беззаботный период в жизни Сильвии Плат.
ЛЮБОВЬ, СВОДЯЩАЯ С УМА
Погрузившись с головой в студенческую жизнь, Сильвия ходила на вечеринки. На одной из них она познакомилась с малоизвестным поэтом — Тедом Хьюзом. Между двумя литераторами сразу же возникли чувства, которые переросли в бурный роман. А через несколько месяцев после знакомства они поженились.
Это был союз двух творческих людей, которые жили в мире поэзии. Сильвия боготворила мужа и восхищалась его талантом. Зачастую она полностью посвящала себя творчеству Хьюза: была его секретарем, перепечатывала произведения и рассылала их по редакциям. Во многом благодаря жене Тед добился успеха и даже получил премию на конкурсе за свою книгу.
В браке у супругов родилось двое детей. Каждое рождение ребенка вызывало у Сильвии творческий подъем, она много писала. Несмотря на казавшуюся идиллию между супругами, настроение поэтессы резко менялось: она то чувствовала себя счастливой, то вдруг становилась подавленной.
Со временем отношения между ними стали напряженными. Однажды во время ссоры Тед набросился на Сильвию и начал ее душить. После этого происшествия поэтесса начала размышлять об униженном положении замужней женщины-домохозяйки. В стихотворении «Кандидат» она описывает гендерное неравенство, царившее в обществе 60-х годов.
…Живая кукла, как ни погляди.
Отлично шьет, проворная на кухне
и говорить способна без умолку…
Но несмотря на эти неприятности, ей удавалось не скатиться в депрессию до тех пор, пока жизнь не преподнесла Сильвии неприятный сюрприз — Тед изменил ей с другой женщиной, а после ушел от нее, оставив одну с двумя детьми.
ЧЕРНАЯ ПОЛОСА В ЖИЗНИ ПОЭТЕССЫ
Случившееся событие перевернуло жизнь Сильвии с ног на голову. В период отчаяния, гнева и бессилия она уничтожила огромное количество неопубликованных рукописей, включая продолжение романа «Под стеклянным колпаком». После этого она написала 20 стихотворений, в которых отразила всю свою пустоту, боль и отчаяние от предательства любимого человека.
Потрясенная изменой мужа, Сильвия вновь столкнулась с неудачей в жизни — ее опубликованный роман «Под стеклянным колпаком» не был признан литературным сообществом. Это был очередной удар. На фоне всех произошедших событий поэтесса вновь погрузилась в депрессию.
ПОД ТЯЖЕСТЬЮ БОЛЕЗНИ
Оставшись одна с детьми, Сильвия чувствовала себя одинокой и никчемной, а также постоянно ощущала чувство вины и приливы тревоги. На фоне этого она начала размышлять о самоубийстве, и ей вновь пришлось обратиться за помощью к психиатру.
Эти строчки, написанные поэтессой за несколько дней до смерти, отражают всю ее боль и отчаяние: «Что меня ужасает, так это возвращение моего безумия, моего паралича, моего страха и видения худшего — трусливого ухода в себя, психиатрической больницы, лоботомии… Для меня сейчас пытка — одеваться, питаться и передвигаться».
УХОД ИЗ ЖИЗНИ
Когда состояние стало невыносимым, Сильвия Плат решила умереть. Ей было на тот момент всего 30 лет. Она покончила жизнь самоубийством, засунув голову в духовку с предварительно включенным газом. Тело поэтессы обнаружила сиделка, которую наняли как раз для того, чтобы ухаживать за угасающей на глазах поэтессой.
Прежде чем наложить на себя руки, Сильвия заперла своих детей в комнате, плотно заклеив пленкой дверные проемы, чтобы они не задохнулись. К счастью, малыши не пострадали, но это страшное событие, произошедшее с их матерью, травмировало детскую психику и повлияло на дальнейшую судьбу. Сын Николас повторил судьбу матери и покончил жизнь самоубийством. А дочь Фрида стала психологом. Именно эта профессия помогла ей пережить тяжелую детскую травму.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
После кончины Сильвии общественность стала обвинять Теда Хьюза в том, что именно из-за него Сильвия совершила самоубийство. А усугубило ситуацию то, что его любовница, с которой он изменил Сильвии, тоже наложила на себя руки. Но несмотря на эти факты, обвинения экс-супругу так и не были выдвинуты.
Спустя какое-то время Тед Хьюз собрал все рукописи своей бывшей жены в единый поэтический сборник, который назывался «Ариэль». Большинство стихов из этого собрания поэтесса написала незадолго до своей смерти. Сильвия Плат покинула этот мир, но ее мысли остались жить в строках стихотворений, наполненных болью, печалью и разочарованием, как и вся ее жизнь, начиная с детских лет.
После смерти поэтессы издатели и критики начали интересоваться ее творчеством, читая все произведения и анализируя каждую строчку
Тут и литературное сообщество признало ее талант и закрепило в литературе «новый жанр» исповедальной поэзии, который был основан на сочинительстве поэтессы.
Роман «Под стеклянным колпаком» критики признали классикой американской литературы и назвали его женским вариантом «Над пропастью во ржи». А за сборник «Ариэль», составленный ее бывшим мужем, Сильвии Плат присудили Пулитцеровскую премию посмертно.
«ЭФФЕКТ СИЛЬВИИ ПЛАТ»
Имя Сильвии Плат увековечено не только в литературе, но и в психиатрии. На основе ее текстов специалисты изучали анамнез и выдвигали различные гипотезы о диагнозе, а потом писали множество научных статей в специализированных журналах.
В 2001 году американский психиатр Джеймс Кауфман ввел новый термин — «эффект (или синдром) Сильвии Плат»
Таким образом он обозначил феномен наиболее частого появления психических отклонений и попыток самоубийств у поэтесс. Кауфман пришел к выводу, что именно они из всех представителей творческих профессий наиболее склонны к психическим заболеваниям. Такой вывод он сделал на основании проведенного исследования, в ходе которого психиатр проанализировал жизнь и творчество 2149 поэтов и писателей.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
На вечный вопрос Шекспира: «To be or not to be?» Сильвия, покончив собой, ответила: «Не быть…» Но общество, которое в полной мере оценило талант поэтессы после ее смерти, ответило на этот вопрос: «Быть!» Именно поэтому она до сих пор живет в строчках своих произведений, которые читают по всему миру.