Предательство, разочарование и депрессия: как сломалась жизнь Сильвии Плат
Фото

Midjourney

Жизнь Сильвии Плат, которую сравнивали с Мариной Цветаевой и Мэрилин Монро, сложно назвать легкой. Мир она видела в темных тонах, в то время как радости жизни ей были практически недосягаемы из-за расстройства психики.

Известной американской поэтессе сложно было преодолевать трудности, с которыми она сталкивалась на протяжении всей своей жизни: творческие кризисы, неудачи и предательства в любви, непростые отношения с родителями и социумом, которые навязывали правила, противоречащие ее внутренним убеждениям. Депрессия делала ее слабой — затуманивала разум и подавляла силы, постепенно разрушая личность. В конечном счете болезнь, предвестники которой стали проявляться у Сильвии еще в детстве, привела ее к самоубийству.

Мама плюс папа равно одиночество

Несмотря на то что семья Сильвии Плат казалась для общества того времени благополучной, ее отношения с родителями были непростые. Мать уделяла ей мало внимания, потому что была полностью поглощена заботой о младшем сыне, который постоянно болел. А папа на общение с дочерью и сыном выкраивал не больше одного часа в день, за который они должны были продемонстрировать ему свои умственные способности и рассказать об успехах в учебе. На этом аудиенция с детьми заканчивалась, и он удалялся в свой кабинет.

Подобная модель взаимоотношений с родителями, в которой было минимум любви, теплоты, заботы и внимания, повлияла на формировании личности будущей поэтессы.

Но самое большое потрясение маленькая девочка испытала, когда умер ее отец. Эта детская травма, преследовавшая ее всю жизнь, подтолкнула девятилетнюю Сильвию к творчеству — сочинению стихов, в которых она могла выражать свои переживания.

<p>Сильвия Плат</p>

Уже в возрасте тридцати лет, незадолго до своей смерти, она посвятила отцу стихотворение, которое так и называется — «Папочка». В его строках Сильвия называет его «ублюдком» и обвиняет в том, что его темная личность раскусила пополам ее сердце. Об отношении поэтессы к отцу строчки говорят сами за себя.

ИЗНАНКА КОНФОРМИЗМА

Заложенные установки в детстве — следовать правилам общества, быть лучшей и нравиться обществу — сделали Сильвию Плат прилежной ученицей. Она старалась не только учиться, но и жить на отлично — быть лучшей во всем. И у нее это очень хорошо получалось, пока Сильвия не поступила в колледж.

Там она начала испытывать дискомфорт от строгих правил и сложного учебного процесса. Ее удручала неоходимость жить по установленным канонам, которые душили ее личность. 

ГОРОД РАЗРУШЕННЫХ ГРЕЗ

Свои мысли и чувства девушка активно выплескивала в слова, фразы и предложения, которые складывались в литературные произведения. Вскоре ее талант заметили, и Плат стали публиковать в различных изданиях. А затем пригласили на трехмесячную стажировку в качестве редактора в нью-йоркское издание журнала «Мадемуазель» («Mademoiselle Fiction»). 

И вот Сильвия оказалась в городе возможностей — Нью-Йорке. Но если кому-то этот город помогал открывать новые перспективы, то на нее он давил — поэтесса чувствовала себя еще более одинокой, подавленной и потерянной. Толпа и бесконечные гонки за успехом в большом городе начали ее тяготить. После долгих лет жизни с установкой «быть совершенной во всем» она выдохлась. 

ПОД ГНЕТОМ ДЕПРЕССИИ

Из Нью-Йорка Сильвия вернулась домой в плохом физическом и эмоциональном состоянии. А когда узнала, что не сможет продолжить учебу в колледже из-за нехватки денег, и о том, что ее не приняли на литературные курсы в Гарвард, ее психика сильно пошатнулась. 

Плат всегда стремилась к совершенству, но из-за удручающих обстоятельств оказалась в тупике и не понимала, как ей жить дальше. На фоне всех происходящих в ее жизни событий у нее началась тяжелая депрессия.

Она наносила себе увечья и говорила о самоубийстве, а также практически не ела и не спала

Из-за этого мать Сильвии отправила ее к психиатру, которая сообщила, что у девушки очень серьезное психическое расстройство. Эта новость и накопившаяся эмоциональная усталость подтолкнули Сильвию к попытке самоубийства. К счастью, ее удалось спасти. 

После этого случая Плат отправили на лечение в психиатрическую клинику. Там она принимала медикаменты и проходила курс электросудорожной терапии (ЭСТ), которая сама по себе также стала тяжелым испытанием. 

Предательство, разочарование и депрессия: как сломалась жизнь Сильвии Плат
Фото

Midjourney

ПОД СТЕКЛЯННЫМ КОЛПАКОМ

Все события, которые происходили с девушкой в Нью-Йорке и после ее возвращения домой, включая попытку самоубийства и лечение в психиатрической клинике, Сильвия Плат описала в романе «Под стеклянным колпаком». Особый акцент в своем произведении она сделала на патриархальном американском обществе середины 60-х, в котором женщины имели не равные с мужчинами права и возможности. 

Главная героиня романа Эстер пыталась изолироваться в вакууме, то есть под колпаком, от социума, который давил на нее своими нормами и правилами и вызывал уныние и подавленность. Про свою болезнь она писала: «Я чувствовала себя бессильной и преданной, словно шкура, сброшенная каким-то ужасным зверем. Было облегчением избавиться от зверя, но он, похоже, забрал мой дух и все остальное, что смог утащить». 

БЕЛАЯ ПОЛОСА В ЖИЗНИ ПОЭТЕССЫ

После лечения и прохождения курса психотерапии жизнь Сильвии стала потихоньку налаживаться. Она смогла осуществить свою мечту — поступить на литературный курс в Гарвард, а также восстановиться в колледже, где написала дипломную работу «Двойничество в творчестве Достоевского».

За нее она получила грант, позволивший ей продолжить учебу в Кембрижде, где она обрела комфортную для себя среду и завела друзей. Это был самый счастливый и беззаботный период в жизни Сильвии Плат.

ЛЮБОВЬ, СВОДЯЩАЯ С УМА

Погрузившись с головой в студенческую жизнь, Сильвия ходила на вечеринки. На одной из них она познакомилась с малоизвестным поэтом — Тедом Хьюзом. Между двумя литераторами сразу же возникли чувства, которые переросли в бурный роман. А через несколько месяцев после знакомства они поженились. 

Это был союз двух творческих людей, которые жили в мире поэзии. Сильвия боготворила мужа и восхищалась его талантом. Зачастую она полностью посвящала себя творчеству Хьюза: была его секретарем, перепечатывала произведения и рассылала их по редакциям. Во многом благодаря жене Тед добился успеха и даже получил премию на конкурсе за свою книгу. 

В браке у супругов родилось двое детей. Каждое рождение ребенка вызывало у Сильвии творческий подъем, она много писала. Несмотря на казавшуюся идиллию между супругами, настроение поэтессы резко менялось: она то чувствовала себя счастливой, то вдруг становилась подавленной. 

Со временем отношения между ними стали напряженными. Однажды во время ссоры Тед набросился на Сильвию и начал ее душить. После этого происшествия поэтесса начала размышлять об униженном положении замужней женщины-домохозяйки. В стихотворении «Кандидат» она описывает гендерное неравенство, царившее в обществе 60-х годов.

<p>Сильвия Плат</p>

Но несмотря на эти неприятности, ей удавалось не скатиться в депрессию до тех пор, пока жизнь не преподнесла Сильвии неприятный сюрприз — Тед изменил ей с другой женщиной, а после ушел от нее, оставив одну с двумя детьми. 

ЧЕРНАЯ ПОЛОСА В ЖИЗНИ ПОЭТЕССЫ

Случившееся событие перевернуло жизнь Сильвии с ног на голову. В период отчаяния, гнева и бессилия она уничтожила огромное количество неопубликованных рукописей, включая продолжение романа «Под стеклянным колпаком». После этого она написала 20 стихотворений, в которых отразила всю свою пустоту, боль и отчаяние от предательства любимого человека. 

Потрясенная изменой мужа, Сильвия вновь столкнулась с неудачей в жизни — ее опубликованный роман «Под стеклянным колпаком» не был признан литературным сообществом. Это был очередной удар. На фоне всех произошедших событий поэтесса вновь погрузилась в депрессию.

ПОД ТЯЖЕСТЬЮ БОЛЕЗНИ

Оставшись одна с детьми, Сильвия чувствовала себя одинокой и никчемной, а также постоянно ощущала чувство вины и приливы тревоги. На фоне этого она начала размышлять о самоубийстве, и ей вновь пришлось обратиться за помощью к психиатру. 

Эти строчки, написанные поэтессой за несколько дней до смерти, отражают всю ее боль и отчаяние: «Что меня ужасает, так это возвращение моего безумия, моего паралича, моего страха и видения худшего — трусливого ухода в себя, психиатрической больницы, лоботомии… Для меня сейчас пытка — одеваться, питаться и передвигаться». 

Предательство, разочарование и депрессия: как сломалась жизнь Сильвии Плат

Могила Сильвии Плат

Фото
Getty Images

УХОД ИЗ ЖИЗНИ

Когда состояние стало невыносимым, Сильвия Плат решила умереть. Ей было на тот момент всего 30 лет. Она покончила жизнь самоубийством, засунув голову в духовку с предварительно включенным газом. Тело поэтессы обнаружила сиделка, которую наняли как раз для того, чтобы ухаживать за угасающей на глазах поэтессой. 

Прежде чем наложить на себя руки, Сильвия заперла своих детей в комнате, плотно заклеив пленкой дверные проемы, чтобы они не задохнулись. К счастью, малыши не пострадали, но это страшное событие, произошедшее с их матерью, травмировало детскую психику и повлияло на дальнейшую судьбу. Сын Николас повторил судьбу матери и покончил жизнь самоубийством. А дочь Фрида стала психологом. Именно эта профессия помогла ей пережить тяжелую детскую травму.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

После кончины Сильвии общественность стала обвинять Теда Хьюза в том, что именно из-за него Сильвия совершила самоубийство. А усугубило ситуацию то, что его любовница, с которой он изменил Сильвии, тоже наложила на себя руки. Но несмотря на эти факты, обвинения экс-супругу так и не были выдвинуты. 

Спустя какое-то время Тед Хьюз собрал все рукописи своей бывшей жены в единый поэтический сборник, который назывался «Ариэль». Большинство стихов из этого собрания поэтесса написала незадолго до своей смерти. Сильвия Плат покинула этот мир, но ее мысли остались жить в строках стихотворений, наполненных болью, печалью и разочарованием, как и вся ее жизнь, начиная с детских лет. 

После смерти поэтессы издатели и критики начали интересоваться ее творчеством, читая все произведения и анализируя каждую строчку

Тут и литературное сообщество признало ее талант и закрепило в литературе «новый жанр» исповедальной поэзии, который был основан на сочинительстве поэтессы.

Роман «Под стеклянным колпаком» критики признали классикой американской литературы и назвали его женским вариантом «Над пропастью во ржи». А за сборник «Ариэль», составленный ее бывшим мужем, Сильвии Плат присудили Пулитцеровскую премию посмертно. 

«ЭФФЕКТ СИЛЬВИИ ПЛАТ»

Имя Сильвии Плат увековечено не только в литературе, но и в психиатрии. На основе ее текстов специалисты изучали анамнез и выдвигали различные гипотезы о диагнозе, а потом писали множество научных статей в специализированных журналах.

В 2001 году американский психиатр Джеймс Кауфман ввел новый термин — «эффект (или синдром) Сильвии Плат»

Таким образом он обозначил феномен наиболее частого появления психических отклонений и попыток самоубийств у поэтесс. Кауфман пришел к выводу, что именно они из всех представителей творческих профессий наиболее склонны к психическим заболеваниям. Такой вывод он сделал на основании проведенного исследования, в ходе которого психиатр проанализировал жизнь и творчество 2149 поэтов и писателей.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

На вечный вопрос Шекспира: «To be or not to be?» Сильвия, покончив собой, ответила: «Не быть…» Но общество, которое в полной мере оценило талант поэтессы после ее смерти, ответило на этот вопрос: «Быть!» Именно поэтому она до сих пор живет в строчках своих произведений, которые читают по всему миру.