У детей, родившихся в период пандемии коронавируса, значительно снижен уровень умственного развития, хуже развиваются моторика и речевые навыки по сравнению с детьми, которые появились на свет до 2020 года. Таковы результаты исследования1, опубликованного американским педиатром профессором Шоном Деони совместно с группой исследователей.
Почему рожденные в 2020 и 2021 году дети могут отставать в развитии от возрастных норм? Ученые выделяют несколько причин.
- Высокий уровень тревожности и депрессии у беременных женщин отражается на развитии нервной системы (в том числе и мозга) детей.
- Социальная изоляция вынудила многих ограничить общение и посещение общественных мест. Но социализация — крайне важный фактор для развития человека. И ограничения могли негативно повлиять на развитие детей, чей мир с первых месяцев и лет жизни сузился до квартиры или дома, а круг общения ограничивается лишь родителями.
- У тех, чей уклад жизни существенно изменила пандемия, возникают трудности в уходе за детьми. Адаптация к новым реалиям, необходимость соблюдать множество мер предосторожности и многое другое отнимает ресурсы молодых мам. А это и есть те самые время и силы, которые они могли бы отдавать детям.
Стоит ли бить тревогу?
Мы попросили прокомментировать итоги исследования нашего эксперта, нейропсихолога Лидию Федорову. «Безусловно, на младенца влияет тревожное и депрессивное состояние матери. Оно может быть связано с пандемией или другими причинами — например, личными проблемами. Но развитие ребенка всегда зависит от совокупности всех факторов — и биологических, и социальных. Как разные дети отреагируют на одни и те же обстоятельства, предсказать невозможно.
Как правило, действительно тяжелые последствия могут возникнуть, если у мамы депрессивное, тревожное состояние, а у ребенка при этом есть внутриутробные или органические поражения. А если детский мозг здоров, у него хорошие адаптивные механизмы, то он, скорее всего, справится даже если мама переживает из-за пандемии.
Сейчас к психологам все чаще обращаются родители дошкольников и школьников — с детскими проблемами, тревожностью. Нередко это следствие общей нервозной обстановки вокруг.
Детская психика пластична и довольно быстро может адаптироваться к новым условиям
Поэтому очень важно, как ведут себя взрослые в семье, как они воспринимают ситуацию. Ведь в ней можно найти и позитивные моменты, возможности и точки роста, и тогда у ребенка будут возможности приспособиться.
Например, что касается той же социализации, дети прекрасно пользуются современными техническими средствами, и виртуальное общение для них — вполне хорошая компенсация. Опять же, сейчас идет активное развитие образовательных онлайн-технологий. То есть повлияет ли пандемия на развитие ребенка, во многом зависит от взрослых и того, способны ли они увидеть в ситуации возможности развиваться».
Надо отметить, что опубликованное исследование не может объективно отражать общую картину, и на его основании не стоит делать общие негативные выводы. Пока что с начала пандемии прошло слишком мало времени, и специалистам нужны годы, чтобы оценить ее последствия и для детей, и для взрослых в полном объеме. Но задуматься о том, как бы разнообразить круг общения и досуг маленьких детей, все-таки стоит.
1 https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2021.08.10.21261846v1
Об эксперте
Лидия Федорова — клинический психолог,