Почти голые: как и почему вечеринка Насти Ивлеевой стала поводом для скандала и отмены артистов
Фото

@_agentgirl_

Что происходит

Вечеринка

В ночь на 21 декабря в московском клубе «Мутабор» прошла вечеринка Насти Ивлеевой. Дресс-код мероприятия был обозначен как «почти голые», и многие гости пришли в обнаженных нарядах. Среди тех, кто посетил вечер, оказались:

  • Ксения Собчак,

  • Лолита Милявская,

  • Дима Билан,

  • Филипп Киркоров,

  • Анна Асти,

  • Саша Сулим,

  • Джиган.

Вход на мероприятие был платным.

Скандал

Фотографии с вечеринки стали вирусными в соцсетях, а вскоре внимание на них обратили и патриотически настроенные селебрити. Так, с осуждением нарядов звезд выступили Екатерина Мизулина и Владимир Соловьев, а общественные организации даже обратились в полицию, так как увидели в снимках с мероприятия пропаганду нетрадиционных отношений.

На следующий день в блоге Ивлеевой появились сотни негативных комментариев с оскорблениями — россияне посчитали, что проводить такое праздничное и откровенное мероприятие в период специальной военной операции не уместно и не правильно.

Некоторые даже потребовали, чтобы блогершу и других звезд в буквальном смысле «отменили»

«Людей надо наказывать, лишать их званий, не давать им возможность появляться на экране», — высказал мнение продюсер сериала «Бригада» Александр Иншаков. С аналогичным заявлением выступила и актриса Яна Поплавская, сравнившая Настю Ивлееву с проституткой и назвавшую гостей ее вечеринки «нечеловеческим шоу уродов».

Извинения

Настя Ивлеева, в свою очередь, записала несколько видео с извинениями, в них она попросила прощения «у народа», пообещала направить деньги от вечеринки на благотворительность и заявила, что ей крайне важно работать в России.

Последствия

Тем не менее карьеру провинившихся артистов, кажется, всерьез собрались отменять: Настю Ивлееву уже вырезали из рекламы МТС, гостей ее вечера призвали не допустить к эфиру новогодних телепрограмм и удалили одного из них, Филиппа Киркорова, из постера к ремейку «Иван Васильевич меняет профессию».

Кроме того, 26 и 27 декабря журналисты сообщили об отмене концертов Лолиты и рассмотрении вопроса о лишении российского гражданства певицы Анны Асти, а также о возможности проверок в отношении тех, кто пришел на вечеринку.

1/4

Настя Ивлеева и Филипп Киркоров

Фото:

@_agentgirl_

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Александрой Архиповой либо касается деятельности иностранного агента Александры Архиповой.

Комментарий специалиста

Александра Архипова*, социальный антрополог (признана Минюстом РФ иноагентом)

Антиповедение

Календарные ритуалы, связанные с переходом времен года, включают в себя элементы антиповедения. Это специфическая вещь: в любом обществе есть жесткие правила, которых должен придерживаться каждый, если он хочет в нем оставаться, — антиповедение же предлагает ситуацию, в которой временно такие порядки отменяются методом переворачивания.

Пример: в XIX веке у казахов было очень жесткое деление, кто какое место должен занимать в юрте. Мужчины сидят там, а женщины тут, и смешаться между собой они не могут. Но во время переходного ритуала, например, похорон, когда провожают умершего, мужчины и женщины сидят смешанно, нет никакой иерархии и статуса. Это и есть антиповедение.

Любой сложный период, через который проходит общество, подчеркивается наличием антиповедения. Нам хочется, ломая временно структуры, подчеркнуть их необходимость для нас.

Празднование Нового года всегда имело вокруг себя элементы антиповедения

Вспомним восточнославянский обычай, когда после Рождества люди отмечали святки. Это период, когда к нам приходят мертвые, и люди наряжались в чертей, нарушая незыблемые нормы поведения: юноши задирали девушек, поднимали им подолы, засыпали снегом, заливали водой порог дома. Все эти шалости нарушали порядок — в обычной жизни так поступать было нельзя, но во время святок можно.

Традиции таких карнавалов-перевертышей сохраняются и сегодня, и люди чувствуют от этого психологический комфорт: в момент смены времени года хочется устроить что-то, что переворачивает существующий порядок.

Вечеринка Насти Ивлеевой была как раз такой: там нарушалась одна из главных общественных норм — скрывать свое тело одеждой. Ритуал освободил их от этой нормы и позволил показать свое тело.

Пересмотр границ

После начала специальной военной операции произошло резкое изменение символических границ. Люди пытаются пересобрать, что является правильным и неправильным, возможным и невозможным, допустимым и недопустимым. Смерть была недопустимой, но вдруг стала допустимой, и это надо как-то «оправдать». Всегда делят мир на то, что можно и нельзя, и это становится болезненным вопросом.

Люди боятся за охрану границ с потрясающей силой. Любой нелепый повод вызывает такую реакцию. Вспомним, как отреагировали на Хаги-Ваги — игрушку, которая изображала улыбающегося монстра. Она представляла собой элемент трансгрессии, нарушения границ. Люди требовали ее отмены, писали письма и возмущались.

Поэтому когда люди видят антиструктуру и антиповедение, они чувствуют, что символические границы преодолеваются, и они начинают страшно беситься

Что такое моральная паника? Это не обязательно приступ страха — это ситуация, в которой люди пытаются убедить друг друга, что какие-то моральные нормы должны быть пересобраны, что обществу угрожают девианты и они должны быть выдавлено из него. И этими девиантами выступают артисты, которые надели невозможные, с точки зрения этих людей, костюмы, нарушали эти границы, а также любой человек, который делает то же самое, даже если это учитель физкультуры, который оделся в костюм Снегурочки для школьного праздника.

Пересборка моральных норм заключается в том, что люди пытаются сдержать символические границы, удержать их. Не дать возможности их перевороту. Они, как мухи в янтаре, застряли в своей сетке классификаций, поэтому они начинают бороться за то, чтобы никаких изменений не возникало.


* — признана Минюстом РФ иноагентом 26 мая 2023 года.

Александра Архипова*

Социальный антрополог. Признана Минюстом РФ иноагентом

Телеграм-канал