Детективные фильмы или сериалы с явной интригой, которая требует развязки, крепко держат зрительское внимание и подключают к героям, которые расследуют то или иное дело. Но когда речь идет о дополнительном элементе, а именно — истории о маньяках, все выглядит чуть сложнее. Зрители становятся соучастниками чужого горя, свидетелями жестокости, и нервы не всех поклонников детективного жанра могут это выдержать.
Тем не менее, в России в последнее время сериалы, в которых так или иначе фигурируют маньяки, популярны: высокие рейтинги показали сериалы «Фишер», «Хороший человек», «Хрустальный». А с 1 августа онлайн-кинотеатр KION начал показывать
Чем так привлекательны детективные сериалы про маньяков, ставшие отдельным направлением? Что они дают нашей психике и как влияют на зрителей? Отвечают эксперты: врачи-психиатры и психолог.
Почему люди обращаются к жанру детектива и триллера?
«Ужас и любопытство»
Константин Лемешко, врач-психиатр
«В последнее время получили распространение так называемые «квесты», где участники постоянно испытывают напряжение преследования или потенциальной угрозы. И похоже, что в вопросе популярности как квестов, так и детективных триллеров, не обойтись без знаний глубинной психологии, которые в последнее время подтверждаются нейрофизиологическими данными.
Во-первых, у людей, как и у других млекопитающих, базовая эмоциональная система представлена ощущением удовольствия/неудовольствия, в основе которой лежит деятельность околоводопроводного серого вещества в стволе мозга. Это очень древняя часть центральной нервной системы, имеющаяся у всех позвоночных и регулирующая их поведение.
С другой стороны, человеческое существо с самых ранних месяцев развития психического аппарата, согласно теории объектных отношений, вынуждено справляться с ощущением преследования — параноидной тревогой
Сюжет преследования, погоня, гонка обязателен для детективного жанра. Думаю, что этим вполне можно объяснить его популярность.
С третьей стороны, если этот жанр востребован, это говорит о том, что зритель так и остался в ловушке параноидных механизмов, не дозрев до более развитых, драматических сюжетов, сопряженных с переживаниями утраты».
Марат Шафигуллин, врач-психотерапевт, гипнотерапевт
«Существует взаимосвязь между мыслями, чувствами и реакциями в теле. Каждая мысль вызывает выработку определенных гормонов, они влияют на организм. К примеру, при страхе вырабатываются адреналин и кортизол. Со временем тело привыкает к этим гормонам, клетки начинают питаться адреналином и кортизолом, и мы попадаем в эмоциональную зависимость от гормонов.
Некоторые люди предпочитают смотреть детективы и триллеры, которые щекочут нервы. Вот этот термин — «щекотать нервы» — и есть нейрофизиологическая реакция тела в ответ на выработку гормонов.
Мы оказываемся подчинены нашему организму, который периодически требует выброса адреналина и кортизола в кровь
Другие люди зависимы от гормона эндорфина и испытывают потребность в просмотре комедийных фильмов, а некоторые зависимы от чувства обиды и норадреналина, и стараются создавать ситуации, в которых они испытывают чувство обиды. Кто-то даже создает атмосферу для проживания этой эмоции: набирает ванную, разбрасывает лепестки роз, включает грустную музыку и вспоминает, как их обижали, потому что организм требует выработки соответствующих гормонов».
Галина Мухина, психотерапевт и психоаналитический психолог
«Я думаю, что большинство людей, которые смотрят или читают детективы, сталкивались с кейсами, когда убийца сильно интересовался той же темой, что и зритель либо читатель, и это стало признаком «маньячества» главного героя. В реальной жизни это не всегда так. Нас может что-то интересовать просто из любопытства. И это не обязательно о чем-то особом сигнализирует.
Но этот жанр не может быть неинтересным. Во-первых, он позволяет нам увидеть, как складывалась жизнь того или иного человека, почему он стал таким. Что именно спровоцировало его применять насильственные действия по отношению к другим людям. Во-вторых, мы хотим себя сравнить: «А я не такой?», «в чем наше отличие?»
Может ли просмотр детективов о маньяках повлиять на психику зрителей младшего возраста и подростков?
«Может, но категорически отказываться от просмотра не стоит»
Константин Лемешко
«Современная жизнь в мегаполисе немыслима без определенного внутрипсихического иммунитета к ужасам. Выйдя из дома, можно попасть под колеса автобуса или джипа, летящего со скоростью 80–100 км/ч. Спускаясь в метро, можно попасть на рельсы электропоезда. Вставляя вилку электроприбора в розетку, мы рискуем получить удар током.
Нам не выжить без различных способов симуляции угроз. Детская игра в догонялки как раз и является одним из таких способов симуляции угрозы преследования. Почему-то заботливые родители не задумываются о том, какое воздействие эта игра (включающая параноидную тревогу, страх преследования) может оказать на неокрепшую психику ребенка.
Родители с удовольствием бегут за визжащим малышом, издавая устрашающие звуки
Современные социологические исследования, напротив, показывают, что компьютерные игры/фильмы ужасов являются хорошим дренажом для интенсивных эмоциональных переживаний. Думаю, что основная задача взросления заключается в том, чтобы разобраться с собственными уязвимостями. Но предупреждать зрителя о том, что произведение содержит сцены насилия, все же необходимо. Для того, чтобы взрослые самостоятельно принимали решения, нужно ли им или их ребенку смотреть такое кино».
Марат Шафигуллин
«На неокрепшую психику влияет абсолютно все. Примерно до 18 лет человек периодически находится в «гипнотическом» состоянии, очень внушаем и подвержен воздействию извне, и в целом сознание завершает свой полный цикл развития только к 35 годам. Поэтому очень важно отслеживать контент, который просматривают подростки, и дозировать просмотры фильмов с элементами жанра триллера.
Впечатлительные взрослые также могут принимать близко к сердцу все происходящее. Хронический стресс, в том числе от постоянного просмотра таких фильмов, может влиять на психику отрицательно: регулярные страх, злость, грусть могут истощать организм, он становится уязвимым к любым стрессовым ситуациям, что может привести к различным заболеваниям. Поэтому, повторюсь, потребление такого контента нужно правильно дозировать».
Галина Мухина
«Не стоит разделять зрителей на подростков и впечатлительных взрослых. У каждого из нас разный уровень развития личностной организации. Это означает, что у разных людей возможен абсолютно разный способ реагирования и адаптации к той или иной стрессовой ситуации и восприятия одной и той же картинки.
Более целесообразно рассматривать этот вопрос с точки зрения способности психики адаптироваться. Человек с уязвимой психикой, что не зависит от возраста, а от структуры головного мозга, гораздо более склонен повергнутся влиянию от такого жанра».
Можно ли вынести нечто положительное из просмотра детективных триллеров?
Или же мы воспринимаем истории этого жанра как исключительно внешние и не имеющие отношения к реальной жизни?
«Можно, но не только положительное»
Константин Лемешко
«Театральное искусство и кино потому и популярны, что никогда не воспринимаются зрителем как что-то внешнее. Если мы не уснули при просмотре, это подтверждает работу механизма идентификации (отождествления) — мы сопереживаем персонажам, залезаем в их шкуру, ставим себя на их место. Во многом для того, чтобы в конце выдохнуть с облегчением: «Хорошо, что это случилось не со мной». В этом заключается целебный эффект кинематографа и театра. Одновременно с этим осуществляется своего рода «тренировка иммунитета».
Однако есть и оборотная сторона медали. Во время преподавания психопатологии мне часто задают вопросы о различных персонажах фильмов. То есть люди изначально имеют суждение о действительности на основании того, что им показывают на экране. Нельзя забывать, что перед нами лишь выдумка сценариста, трансформированная режиссером и утвержденным бюджетом».
Марат Шафигуллин
«Мне кажется, что благодаря этому жанру можно усилить инстинкт самосохранения. Зрители получают знания, как это бывает фильмах, и могут перенести в свою жизнь предохранительные навыки.
Конечно же, есть и обратная сторона медали — это чрезмерная тревожность, которая может перерасти в генерализированное тревожное расстройство. Ну и, как я уже говорил, формируется зависимость от эмоций: мы хотим испытывать их чаще, а негативные сильнее позитивных, они дают нам больший заряд энергии».
Галина Мухина
«Конечно, можно вынести положительную информацию из фильмов такого жанра. Это зависит от самого зрителя, насколько он хочет или не хочет анализировать информацию, а также зависит от достоверности информации, которые преподносятся в фильмах.
Есть фильмы и сериалы про убийства, которые сняты по реальным событиям. Это достоверный контент, в таких проектах мы можем понять, почему маньяк стал тем, кем он стал, как он себя. И мы можем четко отследить признаки его поведения. Эта информации нам может пригодится и уберечь. Но, не все фильмы обладают подобной достоверностью. Это нужно четко разделять».